Все о металле, его обработке и переработке
Партнеры
  • .

4.1.2. Устройство конвертера. Дутье

Конструкция конвертера, разработанная Г. Бессемером более 120 лет ‘тому назад, оказалась столь удачной и технологичной, что до настоящего времени не претерпела при донном дутье каких-либо существенных изменений.

Конвертер (рис. 4.1) состоит из корпуса 3 (стального кожуха, футерованного динасовым кирпичом), днища 2 с воздушной короб­кой 1. Корпус опирается на металлический пояс (опорное кольцо) 5 с двумя цапфами. Футерованное динасом днище имеет сопла для подачи воздуха из воздушной коробки. При вертикальном положе­нии конвертера воздух через сопла поступает в слой чугуна. Избы­точное давление сжатого воздуха, составляющее около 0,2 МПа, значительно больше давления столба жидкого металла, что пре­дотвращает заливание им сопел. Корпус конвертера имеет в верх­ней части выгиб («спину»), что позволяет увеличивать вместимость ванны, заливать в него чугун и пускать дутье при горизонтальном положении. Через верхнее отверстие 4, называемое горловиной, за­ливают чугун (иногда загружают стальной лом или железную руду для охлаждения металла), выливают в конце плавки сталь и шлак, отводя при продувке конвертерные газы.

Цапфы пояса опираются на подшипники, которые установлены на двух колоннах, а последние — на фундаментах. Одна из цапф имеет жестко посаженное зубчатое колесо, соединенное с механиз­мом поворота конвертера (электромотор с редуктором или гидрав­лический цилиндр и зубчатая рейка). Другая цапфа пустотелая. Она соединена с воздухопроводом скользящим уплотняющим саль­ником, обеспечивающим беспрепятственный поворот конвертера вокруг горизонтальной оси. Через отверстие в цапфе и патрубок воздух от воздуходувки поступает в воздушную коробку. Такая схе­ма подвода обеспечивает непрерывную подачу воздуха через днище при любом положении конвертера и во время его поворота.

Подачу воздуха начинают после заливки чугуна в момент пово­рота конвертера из горизонтального в вертикальное положение и прекращают в конце плавки после повалки конвертера, когда уро­вень металла оказывается ниже уровня ближайших к «спине» сопел.

Оптимальное давление дутья составляет 0,2—0,25 МПа, интен­сивность продувки металла воздухом 15—25 м3/(т-мин).