§ 5. Разливка чугуна и шлака | Металлолом

Выпуск чугуна из крупных доменных печей происхо­дит почти – непрерывно. После закрытия одной летки через 10—15 мйн открывают другую летку. За один вы­пуск может выдаваться до 800 т чугуна. Для выпуска чу­гуна в летке с помощью электробуромолота просверли­вают канал диаметром 60 мм. По каналу чугун стекает в футерованный желоб и устремляется к чугуновозному ковшу. При помощи качающегося желоба поток чугуна может изменять свое направление и наполнять ковши поочередно. После выпуска чугуна летку заделывают с помощью пушки поршневого типа зарядом огнеупорной глины. Пушка на поворотном кронштейне укреплена ря­дом с леткой и для заделки подводится к каналу летки.

Чугун из доменного цеха перевозится в ковшах гру­шевидной формы емкостью 140—300 т. Схема ковша представлена на рис. 25. Изнутри ковш футеруется ша­мотным кирпичом в несколько слоев. При перевозке чугуна на длительное расстояние применяют ковши мик – серного типа удлиненной цилиндрической формы ем­костью до 600 т. Жидкий чугун можно перевозить на рас­стояние до 300 км. Среднее понижение температуры жид­кого чугуна в чугуновозе составляет 5°С/ч.. В СССР такие перевозки осуществляются между Западно-Сибир­ским и Кузнецким металлургическими комбинатами.

\j Шлак выпускают либо отдельно через шлаковые лет – и, либо вместе с чугуном через чугунные летки. Шла­ковая летка имеет набор холодильников, канал летки закрывается медной водоохлаждаемой пробкой на стопо­ре. При выпуске вместе с чугуном шлак отделяется от металла в специальных разделителях —скиммерах.

Скиммер горновой канавы не доходит до ее дна на 200— 300 мм. Шлак задерживается и отводится в шлаковую – чашу. Чугун проходит под скиммером и идет далее своим путем. Шлак стекает по желобу в шлаковозные чугун­ные или стальные чаши емкостью до 24 м3. Новые до­менные цехи в СССР оборудованы устройствами для

Рис. 25. Чугуновозный ковш: 1 — платформа; 2— ковш; 3 — ходовые тележки

Грануляции шлака, в результате которой шлак получают в измельченном виде.

Грануляция шлака производится в бетонированных бассейнах с водой. По одной стороне бассейна проложен путь для шлаковозных ковшей, по другой — пути для же­лезнодорожных вагонов, в которые грейферный кран перегружает гранулированный шлак из бассейна. Гра­нуляция шлака происходит при плавном сливе струи шлака из ковша в бассейн. Недостаток этого типа грану­ляции связан с высокой влажностью шлака и дополни­тельными расходами на сушку и перевозку. Этих недо­статков лишен метод полусухой грануляции. Вначале жидкий шлак сливают в ванну. В ней улавливается жид­кий чугун, который может попасть вместе с шлаком в шлаковую чашу. Из ванны шлак поступает по наклонно­му грануляционному желобу во вращающийся барабане лопатками. Через торцы барабана подают воду. При поступлении в барабан шлак разбивается лопатками и до­полнительно гранулируется в пароводяной среде. Лопат­ками барабана шлак отбрасывается на большое рассто­яние. В воздухе гранулы полностью застывают. Влаж­ность шлака при этом способе грануляции не превышает 10 %. На Новолипецком металлургическом комбинате грануляционные установки построены рядом с литей­ным двором печи № 6. Жидкий шлак по желобу поступа­ет в грануляционный бассейн. Гранулированный мелкий шлак транспортером направляется на склад.

Scroll to Top