Выпуск чугуна из крупных доменных печей происходит почти – непрерывно. После закрытия одной летки через 10—15 мйн открывают другую летку. За один выпуск может выдаваться до 800 т чугуна. Для выпуска чугуна в летке с помощью электробуромолота просверливают канал диаметром 60 мм. По каналу чугун стекает в футерованный желоб и устремляется к чугуновозному ковшу. При помощи качающегося желоба поток чугуна может изменять свое направление и наполнять ковши поочередно. После выпуска чугуна летку заделывают с помощью пушки поршневого типа зарядом огнеупорной глины. Пушка на поворотном кронштейне укреплена рядом с леткой и для заделки подводится к каналу летки.
Чугун из доменного цеха перевозится в ковшах грушевидной формы емкостью 140—300 т. Схема ковша представлена на рис. 25. Изнутри ковш футеруется шамотным кирпичом в несколько слоев. При перевозке чугуна на длительное расстояние применяют ковши мик – серного типа удлиненной цилиндрической формы емкостью до 600 т. Жидкий чугун можно перевозить на расстояние до 300 км. Среднее понижение температуры жидкого чугуна в чугуновозе составляет 5°С/ч.. В СССР такие перевозки осуществляются между Западно-Сибирским и Кузнецким металлургическими комбинатами.
\j Шлак выпускают либо отдельно через шлаковые лет – и, либо вместе с чугуном через чугунные летки. Шлаковая летка имеет набор холодильников, канал летки закрывается медной водоохлаждаемой пробкой на стопоре. При выпуске вместе с чугуном шлак отделяется от металла в специальных разделителях —скиммерах.
Скиммер горновой канавы не доходит до ее дна на 200— 300 мм. Шлак задерживается и отводится в шлаковую – чашу. Чугун проходит под скиммером и идет далее своим путем. Шлак стекает по желобу в шлаковозные чугунные или стальные чаши емкостью до 24 м3. Новые доменные цехи в СССР оборудованы устройствами для
Рис. 25. Чугуновозный ковш: 1 — платформа; 2— ковш; 3 — ходовые тележки
Грануляции шлака, в результате которой шлак получают в измельченном виде.
Грануляция шлака производится в бетонированных бассейнах с водой. По одной стороне бассейна проложен путь для шлаковозных ковшей, по другой — пути для железнодорожных вагонов, в которые грейферный кран перегружает гранулированный шлак из бассейна. Грануляция шлака происходит при плавном сливе струи шлака из ковша в бассейн. Недостаток этого типа грануляции связан с высокой влажностью шлака и дополнительными расходами на сушку и перевозку. Этих недостатков лишен метод полусухой грануляции. Вначале жидкий шлак сливают в ванну. В ней улавливается жидкий чугун, который может попасть вместе с шлаком в шлаковую чашу. Из ванны шлак поступает по наклонному грануляционному желобу во вращающийся барабане лопатками. Через торцы барабана подают воду. При поступлении в барабан шлак разбивается лопатками и дополнительно гранулируется в пароводяной среде. Лопатками барабана шлак отбрасывается на большое расстояние. В воздухе гранулы полностью застывают. Влажность шлака при этом способе грануляции не превышает 10 %. На Новолипецком металлургическом комбинате грануляционные установки построены рядом с литейным двором печи № 6. Жидкий шлак по желобу поступает в грануляционный бассейн. Гранулированный мелкий шлак транспортером направляется на склад.