§ 1. Главная линия прокатного стана

Прокатным станом называют совокупность оборудо­вания, предназначенного для пластической деформации в приводных прокатных валках, транспортировки, от­делки и упаковки проката. Главная линия, включающая рабочую клеть, шпиндели, муфты, электродвигатель, входит в состав основного оборудования. Основное обо­рудование одноклетевого стана состоит из оборудования одной главной линии; в состав основного оборудования непрерывного многоклетевого прокатного стана входит несколько главных линий.

В общем случае главная линия прокатного стана со­стоит из рабочей клети, шпинделей, шестеренной клети, редуктора, электродвигателя и муфт. Рабочая клеть и электродвигатель являются обязательными элементами, присущими всем прокатным станам. Главные линии не­которых прокатных станов не содержат отдельных эле­ментов. Главная линия современного блюминга включа­ет рабочую клеть, шпиндели и два электродвигателя. Главная линия современного высокоскоростного прово­лочного стана состоит из рабочей клети и электродвига­теля. Схема главной линии прокатного стана показана на рис. 128, а. Как правило, на планах расположения оборудования прокатных цехов главная линия условно

Изображается одним прямоугольником при горизонталь­ном расположении валков в рабочей клети или двумя окружностями при вертикальном расположении валков. Вспомогательное оборудование включает рольганги,

P

Ф

IIIII

<7

Ннь

Рис. 128. Схемы расположения рабочих клетей прокатных станов

Транспортеры, кантователи, манипуляторы, ножницы, правильные машины, моталки и разматыватели, уклад­чики и др. Кроме этого в прокатных цехах имеются тра­вильные агрегаты, термическое оборудование, оборудо­вание для лужения и цинкования и др.

§ 2. Классификация прокатных станов

По назначению. В зависимости от вида проката, по­лучаемого на прокатном стане, различают следующие: обжимные, листовые прокатные станы, сортовые про­катные станы, прокатные станы специального назначе­ния. По термомеханическому режиму обработки метал­ла различают станы горячей и холодной прокатки.

M –

Листовые прокатные станы горячей прокатки под­разделяют на подгруппы: толстолистовые, широкополб – совые, тонколистовые. Листовые станы холодной про­катки включают: одно – и многоклетевые листовые про­катные станы, жестепрокатные и многовалковые прокатные станы. Сортовые прокатные станы подразде­ляются на заготовочные, рельсо-балочные, крупносорт­ные, среднесортные, мелкосортные, проволочные и штрипсовые (полосовые) прокатные станы. К группе специальных станов относятся колесопрокатные, станы периодической поперечно-винтовой прокатки.

По расположению рабочих клетей. По количеству и расположению рабочих клетей различают следующие пять групп: одноклетьевые, линейные, последователь­ные, полунепрерывные и непрерывные прокатные станы (см. рис. 128). К группе одноклетьевых прокатных ста­нов (см. рис. 128, а) относятся блюминги, слябинги, толстолистовые и универсальные прокатные станы. Линейные прокатные станы (см. рис. 128,6) (рельсо – балочный) включают несколько рабочих клетей, уста­новленных в линию. Каждая линия такого стана имеет индивидуальный привод. В прокатных станах с последо­вательным расположением (см. рис. 128, в) (крупно­сортные, среднесортные, толстолистовые) рабочие клети устанавливают одну за другой на расстоянии, превыша­ющем длину полосы, выходящей из смежных клетей. Особенностью непрерывных прокатных станов (см. рис. -128,(3) является одновременная прокатка полосы в не­скольких или во всех рабочих клетях. Полунепрерывные прокатные станы (см. рис. 128, г) включают элементы расположения рабочих клетей последовательного и не­прерывного типов.

§ 3. Классификация рабочих клетей прокатных станов

По числу и расположению валков рабочие клети подразделяются на двухвалковые, трехвалковые, четы – рехвалковые, шестивалковые, двенадцативалковые и т. д., клети с вертикально расположенными валками, с валками, расположенными под углом к горизонту, универсальные (рис. 129). Универсальная рабочая клеть объединяет две клети — двух – и четырехвалковую клеть с горизонтально расположенными валками и клеть с вертикально расположенными валками.

281

В зависимости от режима работы рабочие клети раз­деляют на нереверсивные, работающие с постоянным направлением вращения валков, и реверсивные, меняю­щие направление вращения валков после каждого про­хода металла. Реверсивные рабочие клети применяются в том случае, когда прокатываемый металл необходимо

18—398 подвергнуть обжатию несколько раз в данной клети (блюминги, слябинги, черновые клети сортовых и широ­кополосовых станов, толстолистовые станы).

Е

¦Ф, m Д1

TOC \o "1-3" \h \z I!

( WW-»- I

Itr ш

Ж 3

Рис. 129. Классификация рабочих клетей в зависимости от числа и располо­жения валков:

А — двухвалковая; б — трехвалковая; в — четырехвалковая; г — шестивалковая; д — двенадцативалковая; е — двадцативалковая; ж — с вертикальным распо­ложением валков; з — универсальная; и — с расположением валков под углом к горизонту