•§ 10. Основы теории прокатки

Рассмотрим процесс прокатки в цилиндрических вал­ках. В исходном состоянии расстояние между образую­щими валков s устанавливается величиной меньше тол-

Рис. 121. Направление сил, действующих при прокатке (.а—в), и схема осад­ки (г)

Щины полосы h0 (см. рис. 120). При соприкосновении полосы с вращающимися валками происходит захват. Тол­щина полосы после прокатки уменьшится и станет рав­ной h, после прокатки она будет несколько больше рас­стояния между образующими валков, т. е. h=s-\-&s.

В процессе деформации валки будут испытывать со­противление со стороны металла — усилие прокатки. Рабочая клеть прокатного стана является упругой систе­мой. Усилие прокатки вызовет упругую деформацию де­талей и, следовательно, увеличение первоначально уста­новленного расстояния между валками.

Центральный угол а называется углом захвата, дуга ab, соответствующая углу захвата, называется дугой за­хвата (рис. 121).

Приближенное значение угла захвата равно, рад:

Дуга захвата ab, соответствующая центральному уг­лу а, равна Ctb=Ra, или после подстановки значения уг­ла захвата получим: ай = /дяз ]/AhR, гдeR — радиус валка, мм.