Коэффициент трения при пластической деформации

Как следует из изложенного, благодаря силам тре­ния происходит захват металла валками, т. е. процесс прокатки осуществим только при достаточной силе тре­ния. В ряде случаев для улучшения захвата металла валками применяется принудительная подача, когда по­лоса заталкивается специальным приспособлением в вал­ки, на поверхности валков выполняется наварка, концы полос делаются скошенными и др. Это вызвано тем, что соотношение между углом захвата и коэффициентом тре­ния справедливо для момента начала процесса прокат­ки. При заполнении металлом зоны деформации бывает достаточным для протекания устойчивого процесса про­катки выполнение следующего условия: f^1/2 tg а, т. е. при заполнении зоны деформации металлом угол захва­та может в дЁа раза превышать коэффициент трения. Трение является не только положительным, определяю­щим возможность осуществления процесса прокатки. К техническим процессам обработки металлов давлением предъявляют такие требования, как выполнение дефор­мации при наименьшем расходе энергии, более длитель­ном сроке службы инструмента, получение требуемого качества поверхности. При решении перечисленных за­дач трение является нежелательным.

Для уменьшения трения в зону деформации подают различные смазочно-охлаждающие жидкости: вода, эмульсии, масла и т. д. Трение при обработке металлов давлением отличается от трения в узлах машин интен­сивным обновлением поверхности металла, изменением рельефа поверхности рабочего инструмента, значитель­ной температурой в зоне трения, большим перепадом давления по длине дуги захвата, изменением механичес­ких свойств металла, переменным значением скорости относительного смещения трущихся поверхностей. При прокатке полосы на гладкой бочке значение коэффици­ента трения находится в пределах 0,5.

Значение коэффициента трения, близкое к верхнему пределу, имеет место при горячей деформации. Ниже приведены ориентировочные значения коэффициента трения:

Горячая прокатка: обжимные станы с насеченными или наварными вал­ками 0,45—0,50

Крупно-, средне – и мелкосортные станы………………………………. 0,35—0,45

Продолжение

Толстолистовые и широкополосные станы………………………….. и,/о—и, бо

Холодная прокатка: жестепрокатные и ленточные станы со шлифованными

Валками………………………………………………………………………….. 0,03—0,07

Листовые станы с нешлифованными валками. . . 0,10—0,15 то же, со шлифованными валками 0,07—0,10