СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 119

8. Колотило Д. M., Челядинов Jl. M., Углеродные литейные формы. Киев: Наукова думка, 1971. 163 с.

9. Криштал М. К., Титенский Э. Г, Свойства ковкого чугуна. M.: Метал­лургия, 1967. 231 с.

10. Мальцев М. В. Металлография промышленных цветных металлов и сплавов. M.: Металлургия, !970. 364 с.

11. Машиностроительные материа­лы: Справочник/Под ред. В. М. Раска – това. М.: Машиностроение, 1980. 512 Ц

12. Отливки из чугуна с шаровид! ным и вермнкулярным графитом/ Э. В. Захарченко, Ю. Н. Левченко В. Г. Горенко и др. Киев: Наукова думка, 1986. 248 с.

13. Пастухова Ж. П., Pax – штадт А. Г. Пружинные сплавы цвет­ных металлов. M.: Металлургия, 1984 364 с.

14. Пивоварский Е. Высококаче­ственный чугун. Т. 1. M.: Металлур­гия, 1965. 650 с.

15. Прейскурант № 25-01. Оптовые цены на отливки, поковки и горячие штамповки. M.: Прейскурантиздат 198!. 463 с.

16. Розенберг В. M., Иедлин- ская 3. M., Черникова А. В.’/Метал­ловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. Труды института Гипродветметобпаботка. M.: Металлургия, 1978. Вып. 55. С. 47—49.

17. Рубин М. Б., Бахарева В. Е. Подшипники в судовой техннке. Л.: Судостроение, 1987. 344 с.

18. Смирягин А. П., Смиряги – иа Н. А., Белова А. В. Промышленные Цветные металлы и сплавы. M.: Ме­таллургия, 1974. 488 с.

19. Солнцев Jl. А., Зайденберг A. M., Малый А. Ф. Получение чугунов по­вышенной прочности. Харьков: Вгаца школа, !986. 152 с.

20. Справочник по чугунному литью/ Под ред. Н. Г. Гиршовича, Л.: Маши­ностроение, 1978. 758 с.

21. Федюкин В. К. Термоцикличе­ская обработка сталей и чугунов. Л.: Ленинградский университет, 1977. 144 с.

22. Чугунное литье в стаикострое – нии/Г. И. Клецкин, Г. Г. Абрамов, И. М. Воловик и др. M.: Машино­строение, 1975. 320 с.

23. Шпичинецкий Г. E., Шпичинец- кий Е. С. Медь, никель и их сплавы// Справочник металлиста. M.: Машино­строение. Т. 2, 1976. С. 415—453.

24. Шпагин А. И. Антифрикционные сплавы. M,: Металлургиздат, 1956, 320 с.

1, ПРОЦЕСС ИЗНАШИВАНИЯ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ

Повышение надежности узлов трения машин — важная проблема современ­ного машиностроения. Самая совер­шенная по замыслу и конструкции машина может оказаться неработоспо­собной из-за неудовлетворительного функционирования узлов трения — подшипников, подпятников, шарниров, направляющих, кулачковых механиз­мов, тормозных устройств и т. п. Тре­ние и изнашивание при контакте деталей машнн и инструмента с обра­батываемым материалом и внешней средой (почвой, дорогой, рудой, углем, строительными ма1ериалами, метал­лами и сплавами и т. п.) определяют эффективность выполнения ими рабо­чих функций.

Явления и процессы, происходящие в зоне взаимодействия поверхностей при тренин и изнашивании в присут­ствии различных жидких и газообраз­ных сред, многообразны и сложны [69]. На участках фактического контакта шероховатых поверхностей действуют громадные удельные нагрузки, опре­деляемые в пределе твердостью мате­риалов, находящихся в контакте. При Граничной смазке давления перерас­пределяются незначительно. Лишь при! Условиях гидродинамической или эла – стогидродинамической смазки нагрузка а трущемся сопряжении распределя­ется более равномерно по номинальной площади контакта.

В зоне контакта вершин поверхност­ных неровностей при трении неизбежны громадные деформации сдвига и при яжелых режимах трения (высокие корости и нагрузки) возникают темпе – Рэтуры (температурные вспышки), мо – УЩие достигать точки плавления мате­риалов, находящихся в контакте, В 5*

Результате материал, поверхностных неровностей, непосредственно участ­вующих в трении, а также оксидные и адсорбированные пленки и «зажатая» между поверхностями смазка находятся в своеобразных миниатюрных химиче­ских реакторах с экстремальными па­раметрами (по нагрузкам, температу­рам и сдвиговым деформациям). В этих короткоживущнх (при больших ско­ростях скольжения) микрореакторах осуществляются различные физические и химические процессы в весьма не­равновесных условиях с образованием новых веществ н состояний материалов трущихся тел.

Проблемы трення, изнашивания и смазки сложны. В них тесно перепле­лись интересы разных фундаменталь­ных н прикладных наук: механики, физики, физической химии, химии, материаловедения, теории прочности и пластичности и т. п. Процессы на участках фактического контакта, в том числе и разрушения, приводящие к отделению частиц, происходят при весьма быстро изменяющихся неравно­весных условиях.

Ш МАТЕРИАЛЫ

_________ ТРИБОТЕХНИЧЕСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с ГОСТ 27674—88 изнашивание классифицируется как процесс отделения материала с поверх­ности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном измене­нии размеров и (или) формы гела. В результате изнашивания возникает износ, определяемый в абсолютных или относительных единицах. В абсолют­ных единицах износ определяется по потере массы путем взвешивания, уменьшению линейных размеров, изме­нению объема детали. Износ, отнесен­ный к пути трения, объему выполнен­ной работы, работе трения и т. д., является показателем интенсивности изнашивания. Износ, отнесенный ко времени процесса трения, определяет скорость изнашивания.