8. Колотило Д. M., Челядинов Jl. M., Углеродные литейные формы. Киев: Наукова думка, 1971. 163 с.
9. Криштал М. К., Титенский Э. Г, Свойства ковкого чугуна. M.: Металлургия, 1967. 231 с.
10. Мальцев М. В. Металлография промышленных цветных металлов и сплавов. M.: Металлургия, !970. 364 с.
11. Машиностроительные материалы: Справочник/Под ред. В. М. Раска – това. М.: Машиностроение, 1980. 512 Ц
12. Отливки из чугуна с шаровид! ным и вермнкулярным графитом/ Э. В. Захарченко, Ю. Н. Левченко В. Г. Горенко и др. Киев: Наукова думка, 1986. 248 с.
13. Пастухова Ж. П., Pax – штадт А. Г. Пружинные сплавы цветных металлов. M.: Металлургия, 1984 364 с.
14. Пивоварский Е. Высококачественный чугун. Т. 1. M.: Металлургия, 1965. 650 с.
15. Прейскурант № 25-01. Оптовые цены на отливки, поковки и горячие штамповки. M.: Прейскурантиздат 198!. 463 с.
16. Розенберг В. M., Иедлин- ская 3. M., Черникова А. В.’/Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. Труды института Гипродветметобпаботка. M.: Металлургия, 1978. Вып. 55. С. 47—49.
17. Рубин М. Б., Бахарева В. Е. Подшипники в судовой техннке. Л.: Судостроение, 1987. 344 с.
18. Смирягин А. П., Смиряги – иа Н. А., Белова А. В. Промышленные Цветные металлы и сплавы. M.: Металлургия, 1974. 488 с.
19. Солнцев Jl. А., Зайденберг A. M., Малый А. Ф. Получение чугунов повышенной прочности. Харьков: Вгаца школа, !986. 152 с.
20. Справочник по чугунному литью/ Под ред. Н. Г. Гиршовича, Л.: Машиностроение, 1978. 758 с.
21. Федюкин В. К. Термоциклическая обработка сталей и чугунов. Л.: Ленинградский университет, 1977. 144 с.
22. Чугунное литье в стаикострое – нии/Г. И. Клецкин, Г. Г. Абрамов, И. М. Воловик и др. M.: Машиностроение, 1975. 320 с.
23. Шпичинецкий Г. E., Шпичинец- кий Е. С. Медь, никель и их сплавы// Справочник металлиста. M.: Машиностроение. Т. 2, 1976. С. 415—453.
24. Шпагин А. И. Антифрикционные сплавы. M,: Металлургиздат, 1956, 320 с.
1, ПРОЦЕСС ИЗНАШИВАНИЯ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ
Повышение надежности узлов трения машин — важная проблема современного машиностроения. Самая совершенная по замыслу и конструкции машина может оказаться неработоспособной из-за неудовлетворительного функционирования узлов трения — подшипников, подпятников, шарниров, направляющих, кулачковых механизмов, тормозных устройств и т. п. Трение и изнашивание при контакте деталей машнн и инструмента с обрабатываемым материалом и внешней средой (почвой, дорогой, рудой, углем, строительными ма1ериалами, металлами и сплавами и т. п.) определяют эффективность выполнения ими рабочих функций.
Явления и процессы, происходящие в зоне взаимодействия поверхностей при тренин и изнашивании в присутствии различных жидких и газообразных сред, многообразны и сложны [69]. На участках фактического контакта шероховатых поверхностей действуют громадные удельные нагрузки, определяемые в пределе твердостью материалов, находящихся в контакте. При Граничной смазке давления перераспределяются незначительно. Лишь при! Условиях гидродинамической или эла – стогидродинамической смазки нагрузка а трущемся сопряжении распределяется более равномерно по номинальной площади контакта.
В зоне контакта вершин поверхностных неровностей при трении неизбежны громадные деформации сдвига и при яжелых режимах трения (высокие корости и нагрузки) возникают темпе – Рэтуры (температурные вспышки), мо – УЩие достигать точки плавления материалов, находящихся в контакте, В 5*
Результате материал, поверхностных неровностей, непосредственно участвующих в трении, а также оксидные и адсорбированные пленки и «зажатая» между поверхностями смазка находятся в своеобразных миниатюрных химических реакторах с экстремальными параметрами (по нагрузкам, температурам и сдвиговым деформациям). В этих короткоживущнх (при больших скоростях скольжения) микрореакторах осуществляются различные физические и химические процессы в весьма неравновесных условиях с образованием новых веществ н состояний материалов трущихся тел.
Проблемы трення, изнашивания и смазки сложны. В них тесно переплелись интересы разных фундаментальных н прикладных наук: механики, физики, физической химии, химии, материаловедения, теории прочности и пластичности и т. п. Процессы на участках фактического контакта, в том числе и разрушения, приводящие к отделению частиц, происходят при весьма быстро изменяющихся неравновесных условиях.
Ш МАТЕРИАЛЫ
_________ ТРИБОТЕХНИЧЕСКОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
В соответствии с ГОСТ 27674—88 изнашивание классифицируется как процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы гела. В результате изнашивания возникает износ, определяемый в абсолютных или относительных единицах. В абсолютных единицах износ определяется по потере массы путем взвешивания, уменьшению линейных размеров, изменению объема детали. Износ, отнесенный к пути трения, объему выполненной работы, работе трения и т. д., является показателем интенсивности изнашивания. Износ, отнесенный ко времени процесса трения, определяет скорость изнашивания.