СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 153

__

ВТ23

4,5

2,0

1,0

0,6

4,5

Псевдобета-сллавы

ВТ15

3,0

7,5

11,0

ТС6

3,0

5,0

11,0

В

Бета-сплавы

4201

__

33,0

__

__

__

_

НТ-50

50

Антифрикционные материалы пред­назначены для использования в раз­личных подшипниках скольжения, применяемых чаще, чем подшипники качения. К числу таких подшипников относятся: гидродинамические и гид­ростатические, газодинамические и га­зостатические, самосмазывающиеся с ТВеРдой смазкой, самосмазывающиеся п°Ристые (пропитанные жидким или Пластичным смазочным материалом) и

К антифрикционным материалам предъявляются определенные тре­бования. Они должны обладать: 1) по возможности низкими значени­ями коэффициента трения (для сниже­ния потерь на трение); 2) высокой износостойкостью; 3) способностью бы­стро прирабатываться и легко приспо­сабливаться к ужесточению условий работы трибосистемы (вторичная при­работка); 4) повышенной сопротивляе­мостью к заеданию и задиру; 5) хо­рошими свойствами совместимости три­босистемы; 6) достаточной прочностью и сопротивляемостью усталостным, ка – витационным, коррозионным и абра­зивным повреждениям.

Различают антифрикционные ма­териалы металлические, неметалли­ческие (полимерные, древесные, гра­фитовые и др.) и комбинированные (металлополимерные, графитометал – лические и др.).

Металлические материалы. Наибо­лее распространенными являются сплавы на основе свинца и олова (баббиты), медные сплавы (бронзы и латуни),алюминиевые и цинковые спла­вы. В меньшей мере используются чу­гуны и стали.

Баббиты. Наиболее давними под­шипниковыми материалами являются мягкие сплавы на оловянной и свин­цовой основах [81 ]. Баббиты обладают низкой твердостью (НВ 130—320 МПа), имеют невысокую температуру плав­ления (240—320 0C), повышенную раз- мягчаемость (НВ 90—240 МПа при 100 °С), отлично прирабатываются и обладают высокими антифрикцион­ными свойствами. В то же время они обладают низким сопротивлением уста­лости, что влияет на работоспособность подшипников.

В СССР стандартизованы две груп­пы сплавов (табл. 37).

В 1981 г. литейные сплавы на ос­нове свинца и олова для многослойны* подшипников регламентированы между­народным стандартом (Per. № ИСО 4381—81).

Наиболее распространенные в зару­бежной практике баббиты приведены в табл. 38 и 39. Химический состав и свойства сплавов на основе свинца приведены в табл. 38, а на основе оло­ва — в табл. 39.

Выбор подшипниковых сплавов дол­жен осуществляться с учетом толщины слоя баббита.

Гетерогенное микростроение спла­вов типа Б83 с крупными твердыми кубическими кристаллами химиче­ского соединения SnSb (fi-фазы) не способствует удовлетворительной со­противляемости усталостным повре­ждениям под действием циклических нагрузок в тонкослойных подшипниках (толщина слоя менее 1 мм) [10].

Для тонкослойных вкладышей баб­бит должен удовлетворять следующим требованиям:

Не иметь резко выраженной неодно­родной структуры; для них возможно использование однофазных сплавов при достаточном сопротивлении металла смятию;

Поскольку работа тонкослойных пре­цизионных вкладышей должна проте­кать в основном в условиях жидкост­ного трения, меньшее значение имеют антифрикционные свойства материала, более важно повышенное сопротивле­ние усталости;