43. Сплавы 41 на основе алюминия (ИСО 4383)
Химический состав, %
AlSi4Cd
AlSn6Cu
AlSn20Cu
AlCd3CuNi
^ 0,7-1,3
0,05—0,15
0,7—1,3 5,5—7,0 1,3
0,7—1,3 17,5—22,5 0,1
0,7 *2 0,7 *2 0,7 *2 0,2 0,5
0,8—1,4 3,5—4,5 0,35 0,2 0,2 0,25
0,7 0,7 0,7 0,2 0,5
0,7—1,3 2,7-3,5 0,7 *2 0,7 *2 0,7 *2 0,1 0,15
Сплавы на цинковой основе, обладая низкой температурой плавления — 400 0C), в большей степени, чем бронзы н алюминиевые сплавы, размягчаются при нагреве, благодаря чему легче прирабатываются. По этой причине подшипники из цинковых сплавов меньше изнашивают сопряженные поверхности цапфы при попадании абразивов.
Цинковые сплавы являются весьма технологичными при изготовлении кая монометаллических, так и биметаллических трущихся деталей, Соединение цинкового сплава со сталью легко достигается литьем и совместной прокаткой [10]. Соединение жидкого цинкового сплава со сталью достигается с помощью слоя жидкого циика, наносимого способом горячего цинкования.
Подшипники и другие детали из цинковых сплавов употребляются в литом и обработанном давлением (прокатка, прессование) состояниях. Составы стандартных сплавов (ГОСТ 21437—75) и их свойства приведены в табл. 44.
После горячей обработки давлением (250—300 °С) прочность и пластичность цинковых сплавов повышаются. Это сказывается и иа показателях сопротивлению усталости. Например, для литого сплава ЦАМЭ-1,5 предел вы носливости при переменном изги’ вращающихся круглых образцов 50 МПа, а для прессованного сплава— 100—110 МПа [10].
Состав наиболее употребительных цинковых сплавов приведен в табл. 45.
Сплавы на железной основе. В качестве антифрикционных материалов стали используют в очень легких условиях работы при небольших давлениях и невысоких скоростях скольжения. Будучи твердыми и имея высокую температуру плавления, стали плохо прирабатываются, сравнительно легко схватываются с сопряженной поверхностью цапфы и образуют задиры. Обычно используют так называемые медистые стали, содержащие малое количество углерода, либо гра- фитизированные стали, имеющие включения свободного графита. Состав некоторых сталей, рекомендуемых к использованию взамен бронз в легк? условиях работы, приведен в табл.
Чугуны применяют для подшипников и других трущихся деталей большем количестве и ассортименте, чем стали. Антифрикционные cboi"ictb^
Чугуиов определяются в значительно^ степени строением графитовой cocj30′ ляющей. Чугун с глобоидальной Ф°Р" мой графита и с толстыми пластинкам
J состав (в %) отечественных стандартных сплавов
Да ЦИНКОВОЙ OCHOW [81]
Сплав |
Al |
Cu |
Mg |
Свойства сплавов |
|||||
Литых |
Обработанных давлением |
||||||||
0H’ МПа |
6, % |
НВ, МПа |
0H’ МПа |
6, % |
НВ. МПа |
||||
Не менее |
|||||||||
ЦАМЭ-1,5 ц AM10-5 |
9,0—11,0 9,0—12,0 |
1,0—2,0 4,0—3,5 |
0,03—0,06 0,03—0,06 |
250 250 |
1,0 0,4 |
950 1000 |
300 350 |
10,0 4,0 |
850 900 |
4S. Состав1 (в %) зарубежных цинковых сплавов (81]
Сплав |
Al |
Cu |
Mg |
Mn |
1010 (ФРГ) 410 (ФРГ) (Япония) Алцен 305 (Австрия) |
9—11 3,7-4,3 10 30 |
0,6—1,0 0,6—1,0 2 5 |
0,02—0,05 0,02—0,05 |
0,2 |
1 Основа — циик.
Состав1 (в %) антифрикционных сталей [81]
Сталь |
Cu |
Al |
С |
Si |
Mn |
S |
Р |
Медистая Графитизи – рованная |
32 |