СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 159

2,5

0,1 1,6

Ifi

0,3

0,03

0,03

1 Основе —

Железо.

Более износостоек, чем чугун е тон­кими пластинками. В структуре анти­фрикционного чугуна желательно иметь минимальное количество сво­бодного феррита (не более 15%) и должен отсутствовать свободный це­ментит [52, 98]. Область использова­ния антифрикционных чугунов огра­ничивается легкими условиями ра­боты (см. гл. II).

Сплавы, изготовляемые методом порошковой металлургии. Прессо­ванием или прокаткой порошков на железной и медной основах и последую­щим спеканием удается изготовить различные пористые антифрикционные детали [46, 87]. Такие детали перед установкой пропитывают маслом. Как правило, их используют при работе в условиях недостатка смазки, хотя они устойчиво работают и при обиль­ной смазке (трение со смазочным ма­териалом) [87]. В качестве добавки к железным и медным пористым изде­лиям используют порошки твердых смазок: графита, дисульфида молибде­на, нитрида бора и др. Композицию на железной основе обычно составляют с графитом, причем от его сорта в зна­чительной степени зависят механиче­ские и антифрикционные свойства. Составы наиболее распространенных пористых сплавов на железной, алю­миниевой и медной основах и некото­рые свойства их приведены в [81].

Для определения границ исполь­зования антифрикционных сплавов не­обходимо знать сопротивление уста­лости, прирабатываемость, сопротив­ляемость изнашиванию, совместимость и задиростойкость [10, 12, 102].

Антифрикционные материалы на основе полимеров предназначены, как правило, для работы с жидкостями, не обладающими смазочными свойст­вами (водой и др.), и без смазки (в том числе в вакууме). Для повышения антифрикционности, механических свойств и износостойкости, а в ряде случаев и теплопроводности, в исход­ные полимеры вводят различные на­полнители. Часто полимеры исполь­зуют в качестве составной части аити – фрикциониых материалов, заполняю­щей поры конструкционной основы (металлической, углеграфитовой, дре­весной).

Полимеры являются также Cymect венной частью (связующим) больщИн’ ства твердосмазочных покрытий, На’ шедших применение главным образом’ в вакууме и некоторых газовых сре. дах, в которых использование жидки» и пластичных смазок по ряду причин недопустимо.

Антифрикционные самосмазываю – щиеся пластмассы (АСП). Примене­ние подшипников скольжения из ан­тифрикционных самосмазывающихся пластмасс вместо традиционных (ме­таллических) смазываемых подшип – ников скольжения и подшипников ка­чения предпочтительнее вследствие упрощения конструкции подшипнико­вых узлов, снижения трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, умень­шения габаритов и массы, экономии нефтяных смазочных материалов н т. д.

По составу АСП можно разделить иа несколько групп [84].

Первая группа — композиции, со­держащие в полимере главным обра­зом антифрикционные добавки (одну или несколько): наполнители со слоис­той анизотропной структурой (гра­фит, дисульфид молибдена и другие халькогениды металлов V—Vl групп Периодической системы элементов, нитрид бора и т. п.), антифрикционные полимеры (полиэтилен, фторопласт-4 и другие фторполимеры) и жидкие или пластичные смазочные материалы (АСП типа «масляннтов»). Выбор типа и количества наполнителя проводится с учетом назначения АСП и условий его работы: температуры, нагрузки, скорости скольжения, внешней среды и т. д.