СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 163

, щ f W у w т ,

Рис. 9. Номограмма для определения длительности работы металлофгор о пла­стовых подшипников по значению про* изведения pv и температуре

Значения произведения и в конечном счете размеры подшипника.

Работоспособность подшипников в жидких средах, не обладающих сма­зочным действием (воде, бензине, ке­росине, спирте), а тем более при на­личии смазок, существенно выше, чем при работе без смазки. При наличии смазок высокие противозадирные свой­ства материала обеспечивают работу подшипников при пусковых режимах и перегрузках. Несущая способность определяется из условий образования слоя гидродинамической смазки. Про­веденными испытаниями доказана до­статочно высокая радиационная стой­кость металлофторопластовых под­шипников (до 75 Мрад) [35].

Подшипники скольжения из металло – фторопластового материала применя­ются с большим экономическим эф­фектом в авиации, машиностроении для легкой и пищевой промышлен­ности, автомобилестроении, электро­технической промышленности (в по­гружных двигателях насосов для до­бычи нефти). Перспективно их при­менение в сельхозмашиностроении (в том числе в конструкции зерноубороч­ных комбайнов), в станкостроении вза­мен игольчатых подшипников качения и монометаллических бронзовых под­шипников, для высоковольтной аппа­ратуры. Они успешно применяются в аксиально-поршневых насосах гидр0. приводов кузнечно-прессового обору, дования. Перспективно их использо­вание в роботостроении. Это обуслов – лено их малыми габаритами и массой абсолютной фреттн игоустой чивостью’ отсутствием скачков прн трении н низким статическим треиием. Вслед, ствие аномальной зависимости коэф. фициента трения от скорости сколь­жения (с увеличением скорости коэф- фициент трения растет) металлофторо – пластовые подшипники обладают вы­сокими демпфирующими свойствами, что подтверждается нх многолетней эксплуатацией в несущей системе Co – осных вертолетов.

Перспективно применение металло­фторопластовых подшипников в маши­нах, узлы трения которых работают при низких и криогенных температу­рах. Безграничны возможные области перспективного применения металло­фторопластовых подшипников в сель­скохозяйственном машиностроении и машиностроении для животноводства и кормопроизводства.

Металлофторопластовая лента вы­пускается (по ТУ 27-01-01-1—75) ши­риной до 100 мм и толщиной 1,1; 1,6 и 2,6 мм. В соответствии со стандартом СТП 27-01-20-117—75 изготовляют свертные металлофторопластовые втул­ки диаметром 6—55 мм (разной дли­ны). В табл. 48 приведены размеры металлофторопластовых подшипников. Рекомендуемые зазоры при работе подшипников без смазки приведены в табл. 49.

У комбинированных антифрикцион­ных материалов коэффициент терми­ческого расширения практически та­кой же, как у стали, благодаря этому при эксплуатации подшипников в очень широком диапазоне температур зазор существенно не изменяется – Незна­чительное изменение зазора наблюда­ется лишь вследствие несколько большего коэффициента термического расширения у бронзы (слой мористо11 бронзы имеет толщину ~0,3 мм) и некоторого «выпучивания» при нагреве фторопласта с наполнителем из noP этого слоя.