В некоторых отраслях промышле» иости действуют собственные станДаР
188
Аптнфрщциоииые материалы
48. Размеры (в мм) Шеталлофторопластовых подшипников (по СТП 27-01-20-117—75) [75] 49. Рекомендуемые зазоры для металлофторопластовых подшипников, работающих без смазки [75]
Длина b (пред. откл, —0,2 мм)
8 |
10 |
1,0 |
8, 10, 12 |
10 |
13 |
1.5 |
6, 10, 12, 16, 25 |
12 |
15 |
1,5 |
8, 10, 12, 16, 20, 25 |
15 |
18 |
1.5 |
10, 12, 16, 20, 22, 25 |
16 |
19 |
1,5 |
10, 12, 16, 20, 25 |
18 |
21 |
1.5 |
12, 16, 20, 25, 32 |
20 |
23 |
1,5 |
12, 16, 20, 25, 32, 40 |
22 |
25 |
1,5 |
16, 20, 25, 32, 36, 40 |
25 |
28 |
1,5 |
16, 20, 25, 32, 40, 45 |
30 |
33 |
1.5 |
20, 25, 32, 40, 45, 50 |
32 |
37 |
2,5 |
20, 25, 28, 32, 40, 50 |
36 |
41 |
2,5 |
25, 32, 40, 50 |
40 |
45 |
2,5 |
32, 40, 45, 50, 60 |
45 |
50 |
2,5 |
32, 40, 50, 60, 65 |
55 |
60 |
2,5 |
32, 40, 50, 60, 65, 70, 75 |
Внутренний
30 35 40 45
65 80 90 95
30 35 40 45
100 125 140 145
Диаметр втулок, MM
10—18 18—30 30—40 40—55
Ты, в том числе и на свертные втулки
С фланцем.
Для смазки водой (в том числе горячей) нашли применение изготовляемые индивидуально подшипники и подпятники из металлофторопластового материала C-I и (С-1-У) [28].
По типу металлофторопластового разработан и выпускается промышленностью ленточный комбинированный материал для работы со смазкой. Отличие его от металлофторопластового заключается в использовании вместо фторопласта-4 другого полимера (полиформальдегида) и наполнителя. Толщина слоя полимера, выступающего над вершинами бронзовых частиц, больше (0,2—0,3 мм); благодаря этому рабочую поверхность подшипника после установки на место можно обрабатывать резанием (в случае применения металлофторопластовых подшипников это исключается). В поверхностном полимерном слое в шахматном порядке сделаны углубления для удержания смазки.
Гарантированный зазор, мкм
Расчетный диаметральный зазор, икм
«
2 ¦ S
К л К ч
S KJ
S S
=b
1 3
S я и Л
А ч
Го го
S а
Антифрикционные материалы на основе древесины, резин и фторопластовых тканей. При смазке водой в качестве антифрикционных материалов используют резины различного состава. Разработан способ прививки к поверхности резин фторуглеродных молекул, что придает им антифрикционные и антиадгезионные свойства при трении без смазочного материала (скользкие резины).
Достаточно широкое применение на – кодят антифрикционные материалы на основе природного полимерного материала — древесины. Используется древесина твердых пород (бакаута, самшита, бука), содержащая смолистые, обладающие смазочным действием, вещества. Менее ценные породы дерева модифицируют — уплотняют, пропитывают смазочными материалами, полимерами, соединениями металлов [13, 57, 77, 84].
Для подшипников скольжения используют материалы ДСП-Б, ДСП-В и ДСП-Г. В табл. 50 приведены свойства некоторых материалов, разработанных в ИММС АН БССР. Древесная крошка и шпон используются в качестве наполнителей в древпластах— антифрикционных материалах на основе полимеров.