СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 169

Углеграфитовые антифрикционные Материалы применяют при изготовле – Нии поршневых колец компрессоров Для сжатия газов (попадание нефтя – НЬ! х смазочных материалов в которые Недопустимо) и холодильных агрега­тов, различных подвижных уплотнений для герметизации газовых и жидких сред, подшипников скольжения (ра­ботающих в газовых и жидких средах, в широком диапазоне температур и скоростей скольжения, при активных коррозионных воздействиях), различ­ных направляющих.

Состояние стандартизации анти­фрикционных материалов. Разрабо­таны и действуют государственные стандарты или технические условия на баббиты на оловянной, свинцово – сурьмянистой и свинцовой основах (ГОСТ 1320—74, ГОСТ 1209—78 и ТУ), антифрикционные алюминиевые спла­вы (ГОСТ 14113—78 и ряд ТУ), цин­ковые сплавы (ГОСТ 21437—75), оло­вянные (ГОСТ 613—79 и ряд ТУ) и безоловяниые бронзы (ГОСТ 18175—78, ГОСТ 493—79), деформируемые оло – вянистые бронзы для изготовления свертных биметаллических втулок (ГОСТ 5017—74), латуни

(ГОСТ 17711—80, ГОСТ 15527—70), би­металлические ленты с алюминиевыми сплавами (ряд ТУ), металлофторопла – стовые ленты (ТУ), литьевые полиами­ды (ГОСТ 10589—87 и ряд ТУ), кап – роЛон (ТУ), наполненные полиамиды (ТУ) и ряд других антифрикционных материалов.

Размеры втулок подшипников сколь­жения и вкладышей регламентируются ГОСТ 1978—81, ГОСТ 11525—82, ГОСТ 11611—82, ГОСТ 24832—81, ГОСТ 24833—81, ГОСТ 25143—82, ГОСТ 25105—82.

Существует стандарт «Подшипники скольжения машин. Термины и определения» (ГОСТ 18282—88, ГОСТ 27674—88).

7. фрикционные материалы

Тормозные устройства из фрикци­онных материалов предназначены для превращения кинетической энергии движущихся масс в теплоту при со­хранении их работоспособности для последующих многократных циклов торможения. При работе в сцеплениях они должны надежно обеспечить пе­редачу движения от того или иного двигателя к исполнительному меха­низму,

К специфическим условиям работы фрикционных материалов относятся: 1) широкий диапазон скоростей сколь­жения (до 50 м/с, а иногда и выше) и нагрузок (до десятков тонн); 2) вы­сокий уровень нагрева трущихся по­верхностей вследствие трения без смазки; 3) трение в нестационарных условиях прн многократных нагре­вах и охлаждениях; 4) различная про­должительность контактирования тру­щихся поверхностей.

При таких режимах работы фрик­ционная трибосистема должна обла­дать способностью тормозить в задан­ных условиях; коэффициент трения должен быть в пределах 0,2—0,5 [57]. Наименьший коэффициент трения на­значается из условий создания необ­ходимой силы трения; наибольший коэффициент определяется ограниче­нием по самозаклипиванию. В авто­мобильных тормозах н на железнодо­рожном транспорте расчетный коэффи­циент трения принят равным 0,35 и 0,2, а в авиационных тормозах 0,25—0,5. Коэффициент трения изменяется в за­висимости от многих параметров (ско­рости, нагрузки, температуры) и оп­ределяется также видом материалов трущихся поверхностей [81].

Разработаны и применяются фрик­ционные материалы для весьма лег­ких (температура на поверхностях трения до 100°С), легких (до 250 0C), средних (до 600 °С), тяжелых и сверх­тяжелых (до 1000 0C и выше) условий работы [96]. При эксплуатации фрик­ционных материалов в масле темпе­ратура обычно не превышает 100— 150 0C.

Для легких условий эксплуатации в качестве фрикционных материалов находят применение стали, чугуны и бронзы. Однако для них характерны нестабильные значения коэффициента трения (сильно зависящие от скоро­сти скольжения и температуры) н склонность к схватыванию, особенно при повышенных температурах. Для фрикционных устройств, работаю­щих при условиях эксплуатации сред­ней тяжести, применяют асбофрикци – онные материалы и спеченные мате­риалы на основе бронз. Для тяжелых н сверхтяжелых условий эксплуатации применяют спеченные материалы на железной основе, а в последние годы

Углеродные материалы (углеродные иди графитовые волокна в углеродной мат­рице). При выборе материала прини- мается также во внимание способ – ность прирабатываться и сопротивле. иие изнашиванию.

Тормозные детали (накладки, ко­лодки и др.) испытывают напряжения сжатия, растяжения, сдвига, в ряде случаев ударные нагрузки [96]. Поэ­тому должны учитываться характери­стики механических свойств (пределы текучести при растяжении н сжатии, пределы прочности, ударная вязкость, твердость), как прн комнатной, так и рабочей температурах. Из физически* свойств большее значение имеют тепло­емкость и теплопроводность [96, 99], от которых в значительной мере за­висит температура, возникающая при торможении. Тепловой режим трения зависит также от конструкции и раз­меров фрикционного сочленения. Важ­ной характеристикой является коэф-