СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 170

^ициент взаимного перекрытия Ka3 59, 96], представляющий собой част­ное от деления номинальных площа­дей контакта трущихся элементов (меньшую иа большую). Неполное взаимное перекрытие обеспечивает возможность теплоотдачи с открытых участков поверхностей трения; при полном перекрытии вся теплота ндет в глубь трущихся тел н тепловой ре­жим сопряжения становится более на­пряженным.

Фрикционные материалы разделя­ются на две группы: 1) металлическке; 2) неметаллические.

В тяжелых условиях эксплуатации при работе без смазки наиболее дол­говечными и износостойкими явля­ются легированные чугуны. Лучшие свойства имеют чугуны с перлитной основой, феррита допускается не бо­лее 10 %. При более высоком содер­жании феррита снижается коэффи­циент трения и облегчается схваты­вание поверхностей [41 ]. Срок службы тормозных колодок вагонов железно­дорожного транспорта из чугунов с высоким содержанием фосфора (Д° 3%) по сравнению с серым чугуном, не содержащим фосфора, повыша­ется в среднем на 12 % . При этом умень­шается также интенсивность изнаши­вания колес.

В качестве фрикционных материа­лов часто применяются также стали ЗОХГСА, 65Г и 12Х18Н9Т.

53, Состав наиболее употребительных фрикционных материалов, полученных методом порошковой металлургии [77, 86, IOl J

Мае. доля.

%

Материал

С

Другие добавки, %

Fe

Cu

Ni

(гра­

SiO2

Асбест

Фит)

ФМК-8

45

25

7

IOCr; 6 W; 7 Cu2S

ФМК-П

64

15

0

9

3

3

6 BaSO4

МКВ-50А

64

10

0

8

0

3

5 FeSO4; 5 SiC; 5 B4C

СМК-80

48

23

0

0

О

О

6,5 Mn; 6,5 BN; 10 B4C;

3,5 SiC; 2,5 MoSa

54. Характеристики некоторых фрикционных материалов на железной основе, изготовляемых в СССР (58, 86 ]