СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 171

Материал

Р,

Т/м3

НВ, МПа

Аср

ACM

К

ВтДм.’О

Изноо (в мкм) за одио тор­можение при ско­рости 20 м/с н мощности тормо­жения 2,5-10′ ВтДм’.с)

МПа

Чя Я

X X

О ч

S я Я S

А о.

ЕЗ

Й

Gf

SR

ФМК-8 ФМК-11

МКВ-50А СМК-80

6,0 6,0 5,0 5,7

600—900 800—1000 800—1000 800—1000

9—100 50—70 30—40

70—90 80—100 67—85 65—80

450—500 300—350 150—210 200—250

37,7 19—46 18,8—27,2 21—29

5-8 16,0 6,0 1,25

1—2 2,0 5,5 4,0

Перспективно применение спечен­ных фрикционных материалов на ос­нове железа и меди. Из материалов на железной основе наибольшее распро­странение получили материалы ФМК-8, ФМК-П, МКВ-50А и СМК-80 [53, 77, 86]. Их состав приведен в табл. 53, а свойства — в табл. 54.

Фрикционные спеченные материалы на основе меди находят широкое ис­пользование при работе без смазки. Оловянистые бронзы обладают высо­ким коэффициентом трения и по сравнению с железными материалами изнашиваются меньше вследствие мень­шей способности схватываться с ма­териалом контртела. Состав фрикци­онных материя/1ов на медной основе приведен в табл. 55.

В тормозах автотранспорта, тракто­ров, железнодорожного транспорта нашли широкое применение асбофрик – ционные материалы [57]. Главным компонентом фрикционных асбополи – мерных материалов (ФПМ) является кризотил-асбест (ГОСТ 12871—83), применяемый в качестве теплостой­кого материала. Асбест обладает спо­собностью очищать поверхность тре­ния от загрязнений, что способствует высоким значениям коэффициента трения (до 0,8). В качестве армирую­щих компонентов, наряду с асбестом, используются шлаковая или минераль­ная вата, а также стеклянные, базаль­товые, углеродные и другие волокна. Наполнителями являются железный сурик, баритовый концентрат, оксиды хрома и других металлов, глинозем, каолин, вермикулит, мел и др. Ши­роко используют в ФПМ углеродные наполнители: измельченный кокс, гра­фит, технический углерод. Для сниже­ния температуры на поверхности тре­ния повышением теплопроводности до­бавляют металлические наполнители в виде порошков или стружки меди, латуни, цинка, алюминия, железа и ДР-

Связующими в ФПМ являются кау – чуки и смолы, а также их комбинации. Наибольшее распространение находят бутадиеновые (CKБ, СКБСР, СКД), бутадиен-ннтрильные (СКН-26м), бу – тадиен-метилвинилпнридиновые, сти – рольные, метилстирольные и дру­гие синтетические каучуки, а также натуральный каучук. Широкое при­менение нашли фенолформальдегид – ные и анилинфенолформальдегидные (модифицированные) смолы.

По способу изготовления фрикцион­ные изделия подразделяют на формо­ванные, вальцованные, тканые, спи­рально – и эллипсно-навитые. Приме­няют также изделия из пропитанного картона. Основой тканых фрикцион­ных материалов является асбестовая ткань, основой спирально-навитых из­делий — асбестовые нити.

Формованные изделия на каучу­ковом, смоляном и комбинированном связующих применяются в тормозах автотранспортных машин и тракто­ров, в муфггах сцепления, в тормо­зах железнодорожного подвижного со­става и в других фрикционных уст­ройствах. Недостатком вальцованных фрикционных эластичных материалов (лент) является сравнительно невы­сокая прочность. Тканые изделия об­ладают высокой прочностью, но имеют сравнительно невысокую фрикцион­ную теплостойкость. Процесс их из­готовления трудоемок и мало произво­дителен. Спирально-навитые изделия (с основой из специально переплетен­ных нитей асбеста) применяют для изготовления накладок сцепления. Прессованные изделия из пропитан­ного асбестового картона (преиму­щественно накладки сцепления) имеют низкие эксплуатационные свойства, и применение их нельзя считать перспек­тивным.