Все о металле, его обработке и переработке
Партнеры
  • .

СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ — Часть 181

2. классификация

ПРУЖИННЫХ СПЛАВОВ по НАЗНАЧЕНИЮ

Пружинные сплавы общего назна­чения относятся к классу конструк­ционных материалов, и поэтому они Должны в первую очередь обладать высокими пределами прочности, упру­гости, выносливости, релаксационной стойкостью н сопротивлением разру­шению.

Пружинные сплавы специального Назначения наряду с повышенными ‘еханическими свойствами должны иметь определенные физико-химиче — cifHe н физические свойства, требова­ния к которым изменяются в зависи­мости от условий эксплуатации соот­ветствующих упругих элементов. В. частности, к этим сплавам могут предъ­являться требования повышенной кор­розионной стойкости, немагиитности, малого удельного электрического со­противления и др.

Пружинные сплавы общего назна­чения. К этим сплавам относятся пре­имущественно углеродистые и леги­рованные стали, главным образом пер­литного класса, и лишь в ограничен­ной степени мартенситного класса (табл. 1). У этих сталей обычно по­вышенное содержание углерода (0,4— 1,2 %), что и определяет высокую степень их упрочнения в результате холодной пластической деформации или мартенситного превращения прн закалке.

Углеродистые пружинные стали 65,. 70, 75, 80, 85, У9А, У10А, У ПА, У12А отличаются низкой коррозион­ной стойкостью, сравнительно высо­ким температурным коэффициентом модуля упругости и сниженной ре­лаксационной стойкостью даже при небольшом нагреве. Поэтому они не­пригодны для работы прн температу­рах выше 100 0C. Кроме того, углеро­дистая сталь имеет малую прокалй — ваемость и поэтому ее можно приме­нять лишь для изготовления пружин малого сечення. При закалке, когда необходимо охлаждение пружин в воде, неизбежно наблюдается значи­тельная их деформация, а при очень сложных конфигурациях могут возни­кать трещины.

Легированные пружинные стали от­личаются более высокой релаксацион­ной стойкостью, чем углеродистые, и, кроме того, позволяют получать вы­сокие прочностные свойства (в том числе и предел упругости) в сочета­нии с повышенной вязкостью и сопро­тивлением хрупкому разрушению в упругих элементах повышенного се­чения. Возможность закалки пружин н других упругих элементов из некото­рых более высоколегированных пру­жинных сталей на воздухе также поз­воляет сильно уменьшить зональные остаточные напряжения, что повышает стабильность характеристик изделий во времени.


(мас — яоли, %) Я Применение легированных пружинных сталей общего назначения

(1ULI 14959—79)

Сталь

С

Mn

Si

Cr

Ni

Cu

Другие элементы

Примерное назначение

60F 65Г 70Г

. , < _ -

0,57—0,65 0,62—0,70 0,67—0,75

11

0,70—1,00 0,90—1,20 0,90—1,20

0,17—0,37

0,17—6,37 0,17—0,37

=<0,25 s?0,25 ==?0,25

=<0,25 ^0,25 ==с0,25

==?0,20

==?0,20 ==?0,20

Пружины меха­низмов и машин

50ХГ

50ХГА

55ХГР

55С2

55С2А

60С2

60С2А

0,46—0,54 0,47—0,52 0,52—0,60 0,52—0,60 0,53—0,58 0,57—0,65 0,58—0,63

0,70—1,00

0,80—1,00 0,90—1,20 0,60—0,90 0,60—0,90 0,60—0,90 0,60—0,90

0,17—0,37 0,17—0,37 0,17—0,37 1,50—2,00 1,50—2,00

1.5— 2,0

1.6— 2,0

0,90—1,20 0,95—1,20 0,90—1,20 ==?0,30

==с0,30 ==с0,30 s?0,30

=sc0,25 ==с0,25 ==?0,25 =?0,25 ^0,25 ==с0,25 ==?0,25

=SjO,20

==^0,20 s?0,20 ==?0,20 ==50,20 S?0,20 S?0,20

0,001—0,003 в

Рессоры автома­шин. Пружины подвижного со­става железно­дорожного транс­порта

70СЗА

0,66—0,74

0,60-г-0,90

2,40—2,80

==?0,30

==с0,25

Г?0,20

Пружины меха­низмов и машии

V

50ХФА

51ХФА «

50ХГФА

55СГФ

0,46—0,54 0,47—0,55 0,48—0,54 0,52—0,60

0,50—0,80 0,30—0,60 0,80—1,00 ,0,95—1,25

0,17—0,37 0,15—0,30 0,-17—0,37 1,5—2,0

0,80—1,10 0,75—1,0 0,95—1,10 <0,30