СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 203

Состояние полуфабрикатов, харак­тер плакировки и направление вы­резки образцов обозначены следующщ образом:

Условные сбозрачения

M

T

Tl

Т2

ТЗ

H

П Hl

ТПП

Гк

Мягкий, отожженный Закаленный н- естественно состаренный

Закаленный и искусственно состаренный

Закаленный и искусственно состаренный по режиму, с" спечивающему более высо­кие значения вязкости раз­рушения и лучшее сопро­тивление коррозии под на­пряжением

Закаленный и искусственно состаренный по режиму, спечивающему наиболее вы­сокие сопротивления ко?’ роз ии под напряжением вязкость разрушения Нагартованный (нагартй ка листов сплавов тина ДУР’ алюмии примерно 5-—7 /»1 Полунагартованный «

Усиленно нагартованн»

(нагартовка листов прнм P но 20%) „

Закаленный и естествен состаренный, повышен прочности * Горячекатаные (листы, 11

Ты’ лак11′

Технологическая П

Ровка

Б

Д Нормальная плакировка УГ1 Утолщенная плакировка

(8 % на сторону) д Продольное направление

(вдоль волокна) П Поперечное направление В Высотное направление (тол­щина)

X Хордовое направление р Радиальное направление ПД. ДП. Направление вырезки об – ВД,’ ВП, разцов, применяемое для оп – XPi PX ределення вязкости разру­шения и скорости роста ус­талостной трещины. Первая буква характеризует на­правление оси образца, вто­рая — направление плоско­сти, например: ПВ — ось образца совпадает с шири­ной полуфабриката, а плос­кость трещины параллельна высоте илн толщине.

Коррозионно-стойкие

Сплавы иа основе систем Al-Mn н Al—Mg. Сплавы типа АМц, АМг2, АМгб не упрочняются термиче­ской обработкой. Они отличаются вы­сокой пластичностью, хорошей свари­ваемостью и высокой коррозионной стойкостью. Обрабатываемость реза­нием улучшается с увеличением сте­пени легированное™ сплавов. Сплавы используются в отожженном, нагарто­ванной и полунагартованном состоя­ниях.

Применяются для изделий, получае-‘ мых глубокой вытяжкой, сваркой, от которых требуется высокая коррозион – иая стойкость (трубопроводы для масла н бензина, радиаторы тракторов и ав­томобилей, сварные бензобаки), а также для заклепок, корпусов и мачт судов, Узлов лифтов и подъемных кранов, Рам транспортных средств и др. [3, 25].

Сплавы системы Al—Cu—Mg. Дур – °®омины Д1, Д16, Д18, Д19, ВД17. упрочняются термической обработкой; ар актер изуются хорошим сочетанием Рочности и пластичности. Режимы РМической обработки приведены табл. 8.

Применяются: Д1 — для лопастей душных винтов, узлов креплений,

Тельных конструкций н др.;

Д16 — для силовых элементов кон­струкций самолетов (шпангоуты, нер­вюры, тяги управления, лонжероны), кузовов грузовых автомобилей, буро­вых труб и др.; Д19 — для тех же деталей, что и из сплава Д16, но рабо­тающих при нагреве до 200—250 0Cj В65, Д18 — для заклепок; ВД17—> для лопаток компрессора двигателей, работающих при температуре до 250 °С. Дуралюмины хорошо свариваются то­чечной сваркой и практически не сва­риваются плавлением из-за высокой склонности к трещинообразованию.