Все о металле, его обработке и переработке
Партнеры
  • .

СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ — Часть 60

U

О

И

О

О

О

Из

СО I

О

Ю

I

S

I

I

О

I

О

I

Tf

CM

S

S

Со

Ю

S

I

Со

I

Ю

I

I

00

I

F—

I

Из

2

О о

8

S3

5< S S

О

<N <N

О

J> lj> J<

Ю ю со

О

О о

О to со

О о

Ю

О

О

(N

Со

О 00 CM

00

О

Ю

1—>

Со

Со

IT

Sh

Sh

И

I

И

I

О

I

I

О

6

А

1—1

CM

Со

Sh

ET

И

И

И


Ые не предусмотренные этим стан — Ldtom свойства чугуна. В общем случае, чем меньше графита, мельче и благоприятнее по распределению еГо включения, днсперснее перлит, мельче эвтектическое зерно, тем выше указанные свойства. Однако если ов, т тв, Ф зависят как от графита, так и"1′металлической основы, то E — главным образом от графита, a HB — почти полностью от структуры метал­лической основы. Малая чувствитель­ность серого чугуна к надрезам иллю­стрируется следующими данными по сопротивлению усталости чугуна при вибрации [24]:

140

On

84 105 140 163 80 95 120 130

Толщина стенки

Рнс. 4. Изменение прочности серого чугуна различных марок в зависимости от тол» щнны стенкн отливки

175 210 255 300

МПа , МПа:

0-1,

Без над — 65 реза с надрезом 65

Влияние легирующих элементов на механические свойства чугуна марок СЧ показано на рис. 3, а изменение прочности серого чугуна в зависимо­сти от толщины стенки отливки, полу­чаемой в песчаной форме, — на рис. 4.

Для различных групп отливок путем варьирования содержания химическо­го состава основных элементов и ле­гирования чугуна небольшими добав­ками обеспечивают комплекс оптималь­ных эксплуатационных свойств. Так, для блоков цилиндров карбюраторных двигателей чугун легируют Cr (0,2— 0,5 %) и Ni (до 0,2 %), а для автомо­бильных дизелей дополнительно Cu (0,2—0,4%). Необходимые свойства Для тракторных двигателей обеспечи­вают повышенным (до 1,4 %) содержа­нием Mn.

Ёд, МПа

380 360 340 320 300 280

О O1S 1,0 1,5 2,0 2,5 % Легирующий элемент

Рис. 3. Влияние легирующих элементов на прочность и твердость чугуна с пла« стинчатым графитом состава: 3,2 % Ci 1,85 % Si; 0,7 % Mn; 0,14 % P [6]

Гильзы карбюраторных двигателей изготовляют из чугуна СЧ25 с обыч­ным (0,14%) и повышенным (0,17— 0,22 %) содержанием фосфора.

В

Го м во во мп

Для ребристых цилиндров двига­телей воздушного охлаждения исполь­зуют чугун, легированный Sb (0,5—¦ 0,08%), Cr (0,4-0,6%) и Ni (0,1—• %) или Ni (0,65%) н P (0,65— и>’5 %).

Станкостроении для повышения

Твердости средних по развесу отливон наряду с модифицированием чугуна ebj и SiCa применяют ковшевое легирование Cu (0,3-0,4%) и Cr

/