СПРАВОЧНИК СУПЕРСПЛАВОВ – Часть 7 | Металлолом

Состоянии сильно зависят от толщины листов.

‘ Механические свойства сталей с кар­боннтридным упрочнением приведены в табл. 1. При поставке таких сталей нормируемой характеристикой яв­ляется ударная вязкость. Ее значения сохраняются на удовлетворительном уровне до весьма низких температур.

Данные стали имеют низкие крити­ческие температуры хрупкости (табл. 2). Повышенной хладостойко- стью (от —90 до —IOO0C) обладает сталь 14Г2АФ в виде относительно тонких листов. Высокой хладостой – костыо (от —100 до —110 °С) характе­ризуется высокопрочная сталь 12ГН2МФАЮ в виде листов толщиной до 40 мм.

Обработка стали с нитридами ва­надия жидким синтетическим шлаком (CIII) или электрошлаковый переплав (ЭШП) способствуют резкому умень­шению содержания серы (до 0,03— 0,005%) и обеспечивают еще большее повышение характеристик вязкости при отрицательных температурах. На­пример, низкотемпературная ударная вязкость стали 16Г2АФ возрастает в 2,5 раза (табл. 3). Одновременно повышается относительное сужение.

Хорошей свариваемости низколеги­рованных сталей с карбоннтридным упрочнением способствует низкое со­держание углерода и легирующих элементов, ограниченная склонность к росту зерна. Пониженная закали­ваемость в околошовной зоне опреде­ляет меньшую склонность к образо­ванию трещин в сварных соединениях.

Стали типа 14—16Г2АФ свариваются без ограничений при условии практи­чески мгновенного охлаждения (со скоростью 5—30 0Clc) при 600 0C. При сварке сталей 12Г2СМФ и 12ГН2МФАЮ скорость охлаждения составляет 7—30 °С/с. При меньших скоростях охлаждения снижается удар­ная вязкость и повышается порог хладноломкости в околошовной зоне [18].

Применяют ручную, автоматическую и полуавтоматическую сварку, в том числе в атмосфере защитных газов.

Лучшей свариваемостью и хладо – стойкостью характеризуются стали 15Г2АФДпс и 18Г2АФпс. Усталостная трещина в них не переходит в хрупкую в условиях низких температур.

Стали с карбоиитридным упрочне­нием легко подвергаются механической обработке и холодной обработке дав­лением, что определяется их высоким запасом пластичности.

Применение новых сталей дает боль­шую экономию металла: 14—30 % — по сравнению с его расходом на кон­струкции из обычных низколегирован­ных сталей 10Г2С1 и 14Г2; около 30— 50 % — по сравнению с конструк­циями из углеродистой стали СтЗ [18].

Особенно перспективны стали 14Г2АФ и 16Г2АФ, широко исполь­зуемые в виде относительно тонко­стенных электросварных труб 0 152— 420 мм для промышленных строитель­ных сооружений и изделий машино­строения [18].

Низколегированные малоперлитные стали — это низколегированные стали с низким содержанием углерода. Они содержат до 0,1 % С, до 2 % Mn и дополнительно в разных сочетаниях ванадий (—0,1 %), ниобий (~0,06 %), а иногда и молибден (~0,15—0,3 %). В этих сталях может также при­сутствовать алюминий (до 0,05%). Благоприятное сочетание свойств по­лучается при содержании легирую­щих элементов в стали ие более 2— 3% [13, 31]. Ванадий, ниобий, алю­миний и частично молибден участвуют в образовании упрочняющей фазы на

3. Влияние специальных способов обработки стали 16Г2АФ на ударную вязкость при отрица­тельных температурах [18]

IV

—10-;—30

12Г2СМФ

I

—70ч—100

IV

—30

12ГН2МФАЮ

I

—100-=—110

IV

—70

Способ обработки

КС U, МДж/м», при температуре.

0C

—40

-60

— 80

Сш

ЭШП

1,62 2,87

1,45

1,40

1,83

Основе углерода и азота (~0,005 %). Азот не вводят в сталь специально; он в таком количестве обычно присут­ствует в ней. Поставляются малопер­литные стали по техническим условиям.

Эти стали используют для конструк­ций различного назначения. Их при­меняют взамен низколегированных нормализованных и термически упроч­ненных сталей для изготовления свар­ных конструкций в судо – и мостострое­нии, транспортном и химическом ма­шиностроении, строительстве и трубо­проводном транспорте для передачи нефти и газа. Высокий комплекс ме­ханических свойств, хорошие свари­ваемость и формуемость позволяют использовать малоперлитиые стали для изготовления таких ответственных кон­струкций, иак магистральные газо­проводы, эксплуатируемые в районах Севера.

Scroll to Top