Ов, МПа, при температуре, 0C
500
5J0
700
800
900
ЧХ1
196
147
68
29
ЧХЗ
167
147
78
29
_
ЧС5
118
98
49
19
—
ЧЮХШ
343
235
130
78
—
ЧЮ6С5
118
98
49
19
—
ЧЮ22Ш
245
275
168
137
78
ЧН19ХЗШ
_
250
221
_
_
ЧНПГ7Ш
—
300
227
—
—
Никелевые чугуны применяют как немагнитные, коррозионно-стойкие, жаропрочные и хладостойкие материалы. Прочность и твердость никелевых чугунов возрастает с увеличением содержания Ni, Cr. Прн получении ШГ механические свойства, особенно пластичность чугуна, заметно возрастают (см. табл. 26). Аустенптный чугун с ШГ обладает высокой жаропрочностью (см. табл. 27, 28). Дополнительное легирование Mo повышает жаропрочность. С целью повышения сопротивления ползучести аустенитные чугуны обычно подвергают гомогенизирующему отжигу при 1020—1050 0C в течение 4 ч с последующим охлаждением на воздухе, а затем низкотемпературному отпуску. Двойная ТО необходима только для высоконикелевого ЧШГ, применяемого в качестве жаропрочного материала. Для других целей используют только низкотемпературный отжиг.
29. Изменение модуля упругости с повышением температуры некоторых легированных чугунов [20]
Чугун |
?¦10 |
-3, МПа, |
При температуре, cCJ |
|||||
20 |
250 |
450 |
550 |
600 |
700 |
800 |
||
ЧЮ22(П) |
97 |
93 |
79 |
73 |
69 |
|||
ЧЮ22Ш |
178 |
169 |
140 |
— |
128 |
124 |
88 |
|
ЧН19ХЗШ |
163,5 |
__ |
_ |
140 |
— |
127 |
124 |
|
ЧН11Г7Ш |
162,9 |
— |
— |
134,6 |
— |
123,6 |
120 |
Примечание. (П) — чугун с пластинчатым графитом.
28. Механические свойства легированного чугуна с шаровидным графитом при 600 0C
Чугун |
Кратковременные испытания |
Длительная прочность |
Скорость j ползучести, %/ч, при о =» 40 МПа |
|||
Og 2, МПа |
Б, % |
Ан’ кДж/м2 |
О, МПа |
Время до разрушения, ч |
||
Не менее |
||||||
ЧН193Ш ЧН11Г7Ш ЧЮ22Ш |
180 180 |
2,0 10,0 0,5 |
200 200 50 |
120 120 100 |
1000 1000 100 |
1,0- IO"4 1,8-Ю-4 4,0- 10~й (700 0C) |
Чугун ЧН20Д2Г является жаропрочным и хладостойким материалом.
—————- ?-
5, ЛАТУНИ
Латуни представляют собой двойные или многокомпонентные медные сплавы, в которых цинк является основным легирующим компонентом. По сравнению с медью они обладают более высокой прочностью (в том числе при повышенных температурах), коррозионной стойкостью, упругостью, технологичностью (литье, обработка давлением, резание), трибологически – ми характеристиками. Это наиболее дешевые н распространенные в машиностроении медные сплавы.