Работа деформации при волочении определяется в основном двумя составляющими: работой, расходуемой на пластическую деформацию, и работой, затрачиваемой на преодоление сил трения между изделием и поверхностью канала волоки. Работа, затрачиваемая на преодоление сил трения, может составлять 60—80 % общей работы. Повышение величины работы при волочении отрицательно влияет на условия эксплуатации волочильных машин. Работа трения переходит в тепловую энергию, в результате чего повышается температура волоки, тяговых барабанов и самого изделия. Чрезмерный нагрев приводит к повышенному износу волок. Для уменьшения сил трения в зону деформации вводят различные смазки. К смазкам, применяемым при волочении, предъявляются особые требования, вытекающие из условий деформации в волоке. Смазка должна обладать большой поверхностной активностью. Сила сцепления смазки с поверхностью металла должна быть такой, чтобы она проникала в зону деформации. Чем больше поверхностная активность смазки, тем больше проникает ее в зону деформации. В зоне деформации смазка испытывает большие давления и нагревается. При указанных условиях смазка не должна разрушаться или спекаться.
Различают следующие виды смазок при обработке металлов давлением: металлические, твердые, консистентные, масла, водные смазочно-охлаждающие жидкости, газообразные. При волочении стали применяют металлические, твердые, консистентные и водные смазоч – но-охлаждающие жидкости. Примером применения металлической смазки является меднение, цинкование, кад- мирование стали перед волочением, чем увеличивают поверхностную активность применяемой смазки и улучшают условия трения. К твердым смазкам относится кальциевое мыло, мыльный порошок, парафин. Консистентные смазки представляют собой смеси животных, растительных и минеральных масел с загустителями. В качестве загустителей используют мыло, церезин и др. Твердые и консистентные смазки применяют на машинах толстого и грубого волочения. При волочении проволр – ки диаметром