В процессе прокатки металл теряет тепло и температура его снижается. Кроме того, необходимо учитывать также, что на непрерывных прокатных станах металл прокатывается в одном направлении и передний конец полосы деформируется при более высокой температуре, а задний конец — при более низкой температуре. Отмеченное имеет важное значение и должно учитываться при выборе температуры и режима нагрева стали под прокатку.
Температура металла в последнем проходе и после прокатки существенно влияет на механические свойства готового проката. Горячая прокатка сталей заканчивается при температурах выше 900—9500C. При указанной температуре в последнем проходе зерна металла получаются мелкими, что определяет высокую пластичность стали и требуемые прочностные свойства. Температура конца прокатки влияет и на размеры готового проката. Как правило, высота заднего конца прокатываемой полосы, имеющего меньшую температуру, получается больше высоты переднего конца. С понижением температуры металла увеличивается его сопротивление деформации, что определяет повышение усилия прокатки и увеличение расстояния между валками в результате упругой деформации рабочей клети прокатного стана.