Конструкция конвертера, разработанная Г. Бессемером более 120 лет ‘тому назад, оказалась столь удачной и технологичной, что до настоящего времени не претерпела при донном дутье каких-либо существенных изменений.
Конвертер (рис. 4.1) состоит из корпуса 3 (стального кожуха, футерованного динасовым кирпичом), днища 2 с воздушной коробкой 1. Корпус опирается на металлический пояс (опорное кольцо) 5 с двумя цапфами. Футерованное динасом днище имеет сопла для подачи воздуха из воздушной коробки. При вертикальном положении конвертера воздух через сопла поступает в слой чугуна. Избыточное давление сжатого воздуха, составляющее около 0,2 МПа, значительно больше давления столба жидкого металла, что предотвращает заливание им сопел. Корпус конвертера имеет в верхней части выгиб («спину»), что позволяет увеличивать вместимость ванны, заливать в него чугун и пускать дутье при горизонтальном положении. Через верхнее отверстие 4, называемое горловиной, заливают чугун (иногда загружают стальной лом или железную руду для охлаждения металла), выливают в конце плавки сталь и шлак, отводя при продувке конвертерные газы.
Цапфы пояса опираются на подшипники, которые установлены на двух колоннах, а последние — на фундаментах. Одна из цапф имеет жестко посаженное зубчатое колесо, соединенное с механизмом поворота конвертера (электромотор с редуктором или гидравлический цилиндр и зубчатая рейка). Другая цапфа пустотелая. Она соединена с воздухопроводом скользящим уплотняющим сальником, обеспечивающим беспрепятственный поворот конвертера вокруг горизонтальной оси. Через отверстие в цапфе и патрубок воздух от воздуходувки поступает в воздушную коробку. Такая схема подвода обеспечивает непрерывную подачу воздуха через днище при любом положении конвертера и во время его поворота.
Подачу воздуха начинают после заливки чугуна в момент поворота конвертера из горизонтального в вертикальное положение и прекращают в конце плавки после повалки конвертера, когда уровень металла оказывается ниже уровня ближайших к «спине» сопел.
Оптимальное давление дутья составляет 0,2—0,25 МПа, интенсивность продувки металла воздухом 15—25 м3/(т-мин).