1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА И СВОЙСТВА СТАЛИ
Особенности литья стали в кокиль заключаются в ее более высоких (в сравнении с другими распространенными литейными сплавами) значениях температуры кристаллизации и величины усадки. С повышением температуры заливки металла резко интенсифицируются все процессы, связанные со стойкостью кокиля (см. гл. V). Поэтому проблема стойкости кокилей при литье стали стоит чрезвычайно остро.
Согласно отечественному опыту и зарубежным данным [174], в настоящее время наиболее распространенным материалом для кокилей при литье стали остается серый чугун. Кокили из серого чугуна имеют стойкость, измеряемую десятками и в отдельных случаях несколькими сотнями заливок.
В связи с повышенной усадкой стали появляется большая опасность возникновения в отливках значительных остаточных напряжений, горячих и холодных трещин. С этим же связана необходимость обеспечения условий четко выраженной направленности затвердевания. Эти особенности существенно ограничивают возможности литья стали в кокиль. Они же определяют область рационального применения процесса. В кокилях целесообразно получать стальные детали наиболее простой конфигурации — с плавными наружными очертаниями и равностенные. Не случайно поэтому, что в них чаще всего отливают стальные детали типа тел вращения. При такой конфигурации рабочей полости формы изготовление кокиля оказывается наиболее простым.
Таким образом, обеспечение технологичности стальных отливок является задачей первостепенной важности. Здесь уместно сослаться на рекомендации по проектированию литых конструкций, изложенные в параграфе I гл. VIII. Примеры нетехнологичных и технологичных конструкций стальных деталей представлены на рис. 117.
Пример переработки конструкции отливки описан в работе [90] по опыту освоения технологии литья заготовок для получения вагонных колес прокаткой. Литую заготовку (рис. 118, а) изготовляли в кокиле, который заливали через прибыльную часть. В диске отливки из-за нарушения направленности затвердевания возникали усадочные раковины. Направленное затвердевание было достигнуто после применения песчаного стержня для формирования тонкого перехода от ступицы к диску. Однако при этом снижалась эффективность процесса, увеличивалась опасность повышения брака из-за засоров.
Задача была решена путем повышения технологичности отливки. Незначительные изменения конструкции заготовки
Рис. 117. Нетехиологичные (!) и технологичные (II) конструкции ступицы (а) и катка (б)
(рис. 118, б) ПОЗВОЛИЛИ разработать рациональную технологию их литья в кокиль (рис. 118, в). По данным авторов работы [90], такая технология позволяет получить здоровые заготовки с равномерными свойствами стали во всех сечениях. Кроме того, свойства стали заготовок более высокие, чем свойства стали отрезных заготовок из слитков.
Отметим, что материалы настоящей главы относятся только к литью стали в кокили с тонкослойным покрытием. Технология литья в облицованные кокили рассмотрена в главе XVIII.
Свойства стали. Основные закономерности изменения структуры и свойств литой стали при увеличении скорости затвердевания рассмотрены в гл. III. Здесь же приведены примеры из практики литья в кокили.
Рис. 119 дает представление о благоприятном влиянии кокилей на важнейшие механические свойства стали. Аналогичны результаты исследований влияния кокилей и на свойства других сталей. Например, в стали 110Г13Л при переходе от литья в песчаные формы на литье в кокиль ударная вязкость и износостойкость повышаются на 20—50%, а аустенитное зерно заметно размельчается.
Ф87 7
Рис. И8. Старая (а) и новая (б) конструкции стальной заготовки для прокатки железнодорожных колес и кокиль в сборе (в):
1 — корпус кокиля; 2 — графитовая вставка; 3 — самовсплывающая лнтннковая вставка; 4 — крышка; 5 — стержень прибыли
О значительном улучшении свойств стали 110Г13Л (повышении плотности отливок, размельчении дендритов в структуре, увеличении ударной вязкости) в связи с ускорением затвердевания отливок указывается в работе [156]. |
Однако известны и другие данные. В. П. Ксенофонтов, например, исследовал одновременное влияние материала формы и температуры заливки на структуру и свойства стали П0Г13Л [80] и установил, что кокиль обеспечивает получение более высоких значений ударной вязкости только в том случае, когда темпера – Тура заливки не превышает 1700 К (рис. 119, б). Износостойкость отливок, полученных в кокилях, оказывается более высокой при Гзал не выше 1720 К-
Залитая в кокиль сталь более восприимчива к модифицированию, микролегированию и экономному легированию, чем сталь, Залитая в песчаные формы. В работе [139] описан опыт присадки титана и других элементов в Виде порошка непосредственно в литниковую чашу кокиля. Модифицированную титаном (0,074Ti) сталь ЗбЛ использовали для роликов конвейера разливочной Машины. Прочность стали увеличилась примерно на 15%, а износостойкость — почти в 3 раза.
2. ЛИТНИКОВО-ПИТАЮЩИЕ СИСТЕМЫ И ЗАЛИВКА
Г
Зоо
200
О W 20
JO L, mm
WSO 1120 ПВО К
А)
Рис. 119. Зависимость Ctb и ан стали 32X06 от расстояния I образца до стеики кокиля (а); аа и износа k стали 110Г13Л от материала формы и температуры заливки (б)-. сплошные линии — лнтье в кокиль, штриховые — литье в песчаную форму
Ам, мдж/м
К, г
Особенности Литейных свойств стали требуют иного, чем для Других сплавов, устройства литниково-питающих систем. Высокая температура заливки, большая усадка при затвердевании, низкая жидкотекучесть, повышенная склонность к трещинообразованию и другие свойства обусловили особые требования к устройству литниково-питающих систем кокилей стальных отливок. На основании этих требований предпочтение отдается следующим
3Q Sfu^
Рис. 120. Кокиль для ступицы:
T — крышка кокиля; 2 — корпус кокиля; 3 — ручки; 4 — стержень
Технологическим и конструктивным решениям: 1) выполнению полости прибылей только в песчаных вставках или в частях кокиля с хорошей тепловой изоляцией; 2) заливке кокилей сверху, преимущественно через прибыли; 3) совмещению (для мелких деталей) прибыли и стояка литниковой системы; 4) исключению попадания струи жидкой стали на рабочие поверхности кокиля; 5) максимальному сокращению пути движения расплава до попадания его в литейную полость; 6) заливке возможно большего числа мелких литейных полостей через единую литниковую систему и др.
Примеры практической реализации первых двух решений показаны на рис. 120 [2] и 121 [111] соответственно. Если нет возможности выполнить литниковые каналы в песчаных вставках, металлические каналы должны быть хорошо защищены. С целью защиты кокилей в местах подвода металла может быть использовано покрытие, состоящее, % по массе, из 80—85 графитового порошка; 10—15 пека; 5—10 смолы.
Заливка сталью небольших кокилей связана с некоторыми трудностями и потерей жидкого металла. Использование в этом случае стопорных ковшей неудобно (затруднена точная дозировка металла), а заливка из небольших чайниковых ковшей связана с потерей температуры жидкой стали. Тем не менее предпочтительней заливать такие кокили не из стопорных, а из чайниковых (с глубокими перегородками) ковшей.
Оправдало себя на практике использование наборных небольших кокилей, расположенных на плите, перекрытых объединяющим стержнем, в котором выполняется общая литниковая система.
3. ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ
Ст.1
Рис. 121. Кокиль для стальных крановых колес
Многие параметры технологии (начальная температура кокиля, температура заливки, состав и толщина покрытия, продолжительность охлаждения отливки в форме и др.) могут быть найдены расчетным путем на основе расчетного аппарата, который приведен в первом разделе. В более сложных случаях (например, комбинированная форма — кокиль и песчаный стержень) следует обращаться к специальной литературе [5, 6, 16, 20, 21, 48, 49 и др. ]. Понятно, однако, что при выборе вариантов технологии необходимо отталкиваться от практического опыта.
Практика показывает, что при литье стали н чальная температура кокиля Tia не должна, как правило, превышать 520 К. При больших значениях Т.2а увеличивается опасность перегрева кокиля и, следовательно, понижается его стойкость. По этой же причине T33jl стали должна быть минимальной. Лишь одно условие — возможность возникновения недоливов и неспаев в отливках — служит оправданием заливки кокилей перегретой сталью. Оптимальной для углеродистых сталей считается Тзал = 1720-^1770 К-
При производстве отливок в кокилях обработке стали в плавильной печи необходимо уделять особое внимание. Недопустимо использование стали с повышенной газонасыщенностью, загрязненной большим количеством неметаллических включений, значительно снижающих жидкотекучесть и увеличивающих опасность возникновения неспаев, усадочно-газовых раковин и т. п.
Продолжительность пребывания стальной отливки в форме является важнейшим фактором стойкости кокиля. В связи с последовательным затвердеванием стальных отливок создаются благоприятные условия для их ранней выбивки. Температура выбивки для каждой отливки устанавливается опытным путем. Процесс литья стали в кокиль следует организовать так, чтобы период пребывания отливки в кокиле был минимальным.
При литье стали важнейшей задачей является выбор защитного покрытйя и поверхностного упрочнения кокилей. Все, что было сказано в первом и втором разделах и в части выбора рациональных покрытий и поверхностных упрочнений, в первую очередь относится к кокилям для получения стальных деталей. Хорошо зарекомендовало себя покрытие кокилей следующего состава, % по массе: 30—40 огнеупорного наполнителя (карборунда, циркона, окиси хрома и др.); 5—9 жидкого стекла; 0,7—0,8 борной кислоты; остальное — вода (до плотности 1,1—1,22). Покрытие наносят в несколько слоев, причем последний слой краски лучше готовить из более мелких частиц наполнителя. Такое покрытие наносят один раз в смену. Требуется лишь изредка подправлять его рабочий слой.
4. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ЛИТЬЯ
Литье в кокиль дает наибольший эффект при изготовлении отливок особого вида и назначения. Но в каждом таком случае требуются необычные технологические решения. Ниже рассматриваются некоторые примеры таких решений. Часто литье в кокиль является единственно возможным способом достижения высокого качества отливок ответственного назначения. К. таким отливкам относятся штампы.
Большой вклад в развитие производства литых штампов (в том числе и литых в кокили) в нашей стране внес Б. А. Носков. Им была доказана целесообразность изготовления литых штампов с ручьями, разработана и осуществлена на практике технология литья штампов в кокилях.
Оригинальный процесс литья штампов со вставками показан на рис. 122. В разъемный кокиль 3 перед заливкой устанавливают нагретую до 840—900 К вставку 4 из стали Р18, и литейную полость 2 заливают через прибыль надставки 1 сталью 5ХНВЛ при 1820 ± ± 10 К – Вставку 4 нагревают во избежание образования трещин в обойме штампа. Для устранения в стали Р18 остаточного аустенита отливку троекратно отпускают (820—870 К, нагрев 3 ч). Сталь 5XHBJ1 модифицируют 0,3% КМ, который вводят совместно с 0,1% Al и 0,3% ферротитана на струю расплава. Стойкость литого штампа, как указывается в работе [88], повысилась в 15— 20 раз в сравнении с напрессованным, стоимость снизилась в 1,5— 2 раза. Даже в случае низкой стойкости кокилей для изготовления подобных отливок расход на них всегда окупается.
К числу особых и интересных способов литья стали в кокиль можно отнести способ получения полых отливок с выплавляемым стержнем [63]. За последнее время все чаще появляются сведения об использовании таких стержней при литье в кокиль разных сплавов. В указанной работе приводится описание литья из стали 50Л полых цилиндров диаметром
Рис. 122. Схема литья штампов
Рис. 123. Схема литья стали в кокиль с ВЫ’ плавляемым стержнем
Рис. 124. Схема устройства многоместного кокиля для литья бил из стали 110Г13Л
В кокиль 1 вставляют выплавляемый металлический стержень 2 и форму заливают через дождевую литниковую систему, выполненную в литниковой чаше 3. Дождевая заливка оказалась наиболее приемлемой: при сифонной и боковой заливке стержень расплавлялся преждевременно и его металл сплавлялся с металлом отливки. Применение выплавляемых стержней позволило довести выход годного до 78%, разгрузить в тепловом отношении кокиль 1, повысить его стойкость и получить следующие механические свойства стали после термической обработки: сгв = 735ч-918 МПа; (Тт = 382-^437МПа, = 17,4-н20,5%. Можно ожидать, что выплавляемые стержни позволят расширить область применения кокилей для литья стальных деталей, так как уменьшится опасность образования в отливках трещин и усадочных рыхлот.
В работе [8] описана технология литья из стали 110Г13Л бил массой 8,5—12,5 кг молотковых мельниц для разлома угля. Применяемый при этом водоохлаждаемый кокиль изображен на рис. 124. Корпус 1 такого кокиля — сварной, из стали СтЗ, а поверхность отливки формируется сменными вставками 4 и стержнем 5. Литниковая система также выполнена в песчаном стержне 6. Корпус кокиля 1 охлаждается водой, проходящей по водяной коробке 3. Выталкиватели расположены в плите 2. Износостойкость бил, полученных в кокиле, повысилась на 30%.
Литье крупных стальных отливок представляет большие технические трудности, так как связано с изготовлением массивных кокилей, которые сложно изготовить и механизировать. Между тем, как это показывает опыт, именно эти процессы позволяют получить наибольший эффект. Об этом свидетельствуют и примеры современных процессов литья крупных стальных деталей.
Крышка котла высокого давления, как указывается в работе [141], отливается в массивный литой кокиль из углеродистой (0,04—0,06% С) стали. Проведенными расчетами и постоянным наблюдением установлено, что наиболее напряженным местом кокиля является пояс, формирующий вертикальную стенку крышки. Средняя стойкость кокилей, выявленная на основе их трехгодичной эксплуатации, составила 219 заливок. Хотя такая стойкость обеспечивает получение значительного эффекта по сравнению с литьем в песчаные формы, она может быть заметно повышена путем упрочнения поясной части кокиля, которая в дальнейшем была выполнена из блочно-игольчатых элементов.
5. ВИДЫ БРАКА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
В ряде случаев внедрению литья стали в кокиль препятствует повышенный брак отливок. К числу наиболее часто встречающихся видов брака стальных отливок относятся горячие и холодные трещины, недоливы, газовые и усадочные раковины, несоответствие размеров требованиям чертежа.
Основным средством предупреждения горячих трещин является повышение технологичности стальных отливок, приспособление их конструкции к условиям литья в кокиль. Соответствующие принципы рассмотрены в параграфе 1.
Не менее важной мерой предупреждения трещин является подготовка расплава. Глубокое раскисление стали и ее модифицирование всегда оказывают благоприятное влияние. Дегазация стали также предупреждает образование трещин.
Центровые стержни особенно тонкостенных отливок с развитой поверхностью должны обладать хорошей податливостью, не содержать жестких каркасов; изготовление таких стержней полыми — обязательная мера предупреждения трещин.
Предупредить трещины в торцах тонких стенок можно путем снижения скорости их затвердевания и устранения заливов. На рис. 125 приведены два вида устройства знака стержней. В первом случае (рис. 125, а) из-за быстрого затвердевания торца отливки
Рис. 125. Схема устройства знака стержня: а — обычное; 6 — предупреждающее трещины
А) и появления в нем заливов образование трещин было неизбежным. Небольшие изменения в устройстве знака (рис. 125, б) устранили эти недостатки, что благоприятно сказывалось на предупреждении трещин.
Газовые раковины возникают из-за «закупоривания» воздуха в «глухих» местах кокилей, некачественной стали, газотворной способности краски и стержней, а также из-за перегрева кокилей. Первая причина газовых раковин устраняется соответствующей вентиляцией, а последняя — соблюдением теплового режима формы и периодической очисткой ее рабочих поверхностей. Что касается газовых раковин из-за газонасыщенности расплава, то они возникают редко: в кокилях дополнительное растворение газов (особенно водорода) не происходит.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЛАВОВ
Алюминиевые сплавы согласно ГОСТ 2685—75 разделяются по химическому составу на пять групп:
Группа I — сплавы на основе системы алюминий— кремний марок: АЛ2, АЛ4, АЛ4-1, АЛ9 АК7 (АЛ9В), АЛ34 (ВАЛ5), АК9 (АЛ4В). Их структура представляет собой а-твердый раствор кремния в алюминии и эвтектику, состоящую из а-твердого раствора и зерен кремния. Количество в структуре сплава эвтектики увеличивается с повышением содержания кремния и при 11,7% последнего состоит из эвтектики с температурой плавления
850 К-
Дальнейшее увеличение количества кремния в сплаве приводит к образованию первичных твердых его кристаллов. При наличии легирующих элементов последние растворяются в а-твердом растворе, упрочняя его, или образуют самостоятельные фазы (например, Mg2Si, Al3Ti и др.). Механические свойства алюминие – во-кремнистых сплавов можно улучшить путем легирования микродобавками таких элементов, как В, Ti, Zr. Достоинствами сплавов этой группы являются хорошие литейные свойства и герметичность, а также сравнительно простая технология выплавки и литья. Недостатки их состоят в склонности к образованию крупнозернистой грубой эвтектики в структуре и к повышению газонасыщенности.
Группа II — сплавы на основе алюминий—кремний—медь. Их марки: АЛЗ, АЛ5, АЛ5-1, АЛ6, АЛ32, АК5М2 (АЛЗВ), АК7М2 (АЛ10В), АК4М4 (АЛ15В). Сплавы этой группы обладают более высокой прочностью и жаропрочностью, чем сплавы системы алюминий—кремний, а их литейные свойства лучше, чем у сплавов системы алюминий—медь.
Группа III —• сплавы на основе системы алюминий—медь марок: АЛ7, АЛ19, АЛЗЗ (ВАЛ1). Структура этих сплавов состоит из а-твердого раствора меди в алюминии, химического соединения Al2Cu и эвтектики. Концентрация меди в твердом растворе изменяется в зависимости от температуры. При температуре 821 К (548° С) в а-твердом растворе содержится 5,65% Cu, а при комнатной температуре всего 0,2%. Этим объясняется чувствительность сплавов к скорости затвердевания, а также повышение свойств после закалки с последующим старением. Легированный твердый раствор и наличие химических соединений в структуре обусловливают жаропрочность и повышенные прочностные характеристики сплавов группы III.
Особенно высокой прочностью обладает сплав АЛ19, в состав которого входит марганец, образующий сложное соединение
Al2Mn2Cu, способствующее улучшению механических свойств, особенно при повышенных температурах.
Недостатки сплавов группы III: пониженная жидкотекучесть, увеличенная склонность к образованию горячих трещин, а также низкая герметичность.
Группа IV — сплавы на основе системы алюминий—магний, используются преимущественно с добавкой легирующих элементов: Mn, Si, Ti, В, Zr. Сюда относятся сплавы марок АЛ8, AJl 13, АЛ22, АЛ28, АЛ23-1, АЛ27, АЛ27-1, АЛ28. Основой структуры этих сплавов является твердый раствор магния в алюминии, состав которого изменяется с понижением температуры. При 708 К (435° С) он содержит 14% Mg, а при комнатной температуре — в 10 раз меньше (1,4%). Избыток магния образует хрупкую |3-фазу (Al3Mg2), количество которой увеличивается с уменьшением скорости охлаждения отливки. Специальные добавки или случайные примеси дают самостоятельные фазы (например, Mg2Si, Al6Mg4Cu, Al3Ni, Al3Fe и др.) или они могут входить в твердый раствор. Все это влияет на изменение свойств сплавов, при этом степень влияния зависит от дисперсности и характера этих фаз. Как правило, сплавы этой группы обладают высокой коррозионной стойкостью, хорошими механическими свойствами и малой плотностью. Кроме того, они хорошо обрабатываются резанием и полируются.
Группа V — сплавы на основе алюминия с другими элементами (в том числе никеля, цинка, кремния, железа). Их марки: АЛ1, АЛ11, АЛ21, АД24, АЛ25, АЛЗО, АК21М2, 5Н2.5 (ВКЖЛС-1). Сюда же можно отнести используемые в настоящее время сплавы АЛ26, АЛ20, АЛ18В и др. Это преимущественно жаропрочные сплавы. Каждый из них отличается еще каким-либо специальным свойством в зависимости от того, для каких целей сплавы предназначены. Так, например, сплавы для поршней (АЛ25, АЛ26, АЛЗО) должны иметь повышенную износостойкость и малый коэффициент линейного расширения. Основными компонентами сплавов этой группы являются кремний или медь, от содержания которых в основном и зависят структура и свойства. Дополнительное легирование небольшими добавками ряда элементов обеспечивает сплавам повышение жаропрочности за счет увеличения сопротивляемости пластическим деформациям. В качестве легирующего элемента используется и железо (сплавы АЛ18В и АЛ20), которое является вредной примесью для всех остальных сплавов на алюминиевой основе. Показатели литейных свойств алюминиевых сплавов колеблятся в довольно широких пределах и зависят от их состава. В табл. 30 представлены данные о литейных свойствах основных сплавов.
Горячеломкость определяется по общепринятой кольцевой пробе С. И. Спек – тровой и Г- В. Лебедевой. Наружный диаметр пробы 107 мм, толщина 5 мм,
Таблица 30
№ группы |
Марка |
Усадка, % |
Ж идкотекучесть, мм, по пробе |
Горяче – ломкость |
Герметичность, кгс/см2 |
||
Линейная |
Объемная |
Прутковой |
Спиральной |
||||
I |
АЛ2 АЛ4 АЛ9 АЛ34 (ВАЛ5) |
0,9 1,0 1,0 1,0 |
3,0—3,5 3,2—3,4 3,7—3,9 |
420 360 350 550 |
820 750 770 |
5 5 5 5 |
160 260 190 350 |
II |
АЛЗ АЛ5 АЛ6 В124 |
1,15 1,10 1,10 1,10 |
4,0—4,2 4,5—4,9 4,8—5,0 3,2—3,4 |
240 344 300 350 |
700 750 650 800 |
12,5 7,5 10 7,5 |
140 160 230 350 |
III |
АЛ7 АЛ19 |
1,40 1,25 |
6,5—6,8 |
163 205 |
280 410 |
3,5 32,5 |
50 70 |
IV |
АЛ8 АЛ 13 АЛ22 АЛ27 |
1,3 1,2 1,2 1,2 |
4,8—5,0 |
280 320 380 270 |
600 500 650 |
22,5 12,5 15 12,5 |
60 118 130 60 |
V |
АЛ1 АЛ21 АЛ 24 АЛ25 |
1,3 1,2 1,2 1,1 |
6,4—6,2 |
260 360 230 425 |
700 |
27,5 22,5 22,5 5 |
90 100 160 |
Внутренний диаметр колец изменяется от 7 до 97 мм, обеспечивая ширину кольца от 50 до 5 мм. Показателем горячеломкости является максимальная ширина кольца, при которой появляется первая трещина. Чем меньше эта ширина, тем меньше склонность сплава к образованию трещин. Для определения жидкоте – кучести используются стандартные прутковые или спиральные пробы, отливаемые в песчано-глинистые формы.
Типичные литейные свойства основных алюминиевых сплавов (температура заливки 973 К)
Лучшие литейные свойства имеют сплавы типа силуминов и более низкими обладают сплавы III (алюминиево-медные) и IV (алюминиево-магниевые) групп. Величина действительной литейной усадки сплавов зависит не только от их природы, но и от сложности и размеров отливки. На практике принято считать, что усадка в зависимости от сплава находится в следующих пределах: для мелких отливок 0,9—1,35, для средних — 0,7—1,2 и для крупных — 0,6—1,0%. Нижние пределы относятся к сплавам на основе системы Al—Si, а верхние — к сплавам III и IV групп.
Характерной особенностью всех алюминиевых сплавов является повышенная опасность образования газовой и газоусадочной пористости. На поверхности алюминиевой отливки легко образуется прочная и плотная пленка окисла, которая препятствует удалению газов, выделяющихся из металла при его охлаждении. Это и объясняет тот факт, что алюминиевые отливки легко поражаются газовой пористостью при сравнительно небольшом содержании газов в металле. Так, даже при наличии в сплаве водорода в количестве 0,9—2,0 см3 на 100 г металла возникает опасность образования газовых раковин, в то время как в чугуне его содержание может достигать 4—5 см3, а в стали — до 10—12 см3 (без особой опасности образования газовых раковин).
Особенно легко поражаются газовыми раковинами отливки из сплавов, содержащих кремний. Разработка технологического процесса изготовления отливок из алюминиевых сплавов производится с учетом всех его особенностей и недостатков. Большое влияние на структуру и качество сплава отливки оказывает скорость затвердевания и охлаждения.
2. ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ ОТЛИВОК
Увеличение скорости затвердевания обеспечивает измельчение структурных составляющих сплава — уменьшается зерно твердого раствора, увеличивается дисперсность эвтектики и вторичных фаз, образующихся при наличии специально введенных или случайных примесей. Некоторые неблагоприятно действующие соединения вообще не образуются или уменьшаются по количеству. Так, структура силумина, залитого в кокиль, близка к структуре модифицированного сплава; размеры кристаллов кремния значительно меньше, чем при литье в песчаные формы (см. гл. III). Известно также [123], что литье в кокиль резко повышает эффект модифицирования по сравнению с литьем в песчаные формы, а также нейтрализует вредное действие железа и других примесей. Поэтому допускается в сплавах для этого вида литья более высокое количество железа, чем при литье в песчаные формы. Измельчение структуры в результате более значительного переохлаждения сплава при кристаллизации в кокиле, а также увеличение при этом эффекта модифицирования приводит к улучшению его механических свойств. Результаты испытания сплава АЛ27-1, залитого в сухие песчаные формы и в кокили, наглядно показывают преимущества последнего способа литья (при литье в сухую песчаную форму ов = = 26 кгс/мм2, б =5%; при литье в кокиль — ов =42 кгс/мм2, 6 = 31%).
С изменением скорости охлаждения от 15,6 до 83 град/мин. увеличивается предел прочности сплава АЛ19 с 38,2 до
Влияние скорости затвердевания отливок
41,5 кгс/мм2 и относительное удлинение с 7,3 до 16,0%. Такой же характер имеет изменение механических свойств при повышенных температурах (табл. 31).
Таблица 31
Влияние на механические свойства сплава AJI27-1 температуры и материала формы
Темпера |
Литье в песчаную форму |
Литье в кокили |
||||
Тура испытаний, 0C |
Кгс/мм2 |
Б, % |
V Кгс•м/см2 |
CV Кгс/ммг |
6, % |
Аи’ кгс • м/см2 |
20 150 200 300 400 500 |
23,9 17,9 16,9 8,9 3,6 1,1 |
3.8 2.9 3,7 10,8 24,2 3,6 |
2,3 2,1 1,7 1,1 0,2 0,2 |
36,8 32,6 21,1 10,3 4.7 1.8 |
16,4 37,2 15.7 49,0 100,8 16.8 |
5,6 5,6 4,3 2,5 0,3 0,2 |
Повышается прочность сплавов при термической усталости. Благоприятное влияние увеличение скорости охлаждения оказывает и на свойства сплавов при низких температурах. Улучшается герметичность, что особенно важно для сплавов, негерметичных по своей природе из-за большого интервала их кристаллизации (АЛ 19, АЛ27-1 и др.). Увеличение скорости охлаждения уменьшает опасность образования газовой и газоусадочной пористости в отливках.
Авторы работы [59] объясняют это следующим образом. Часть водорода, попавшего в алюминиевый расплав, образует CAl2O3 соединение Y-Al2O3-Н, а избыток растворяется в жидком металле. При затвердевании сплава указанное Соединение диссоциирует с выделением водорода. Степень диссоциации его зависит от скорости охлаждения и уменьшается с увеличением последней. При быстром охлаждении распад химического соединения T-Al3O3-H не произойдет и пористость будет образовываться только за счет выделения растворенного водорода, которое также затрудняется при увеличении скорости охлаждения.
Количество водорода, растворившегося в металле при литье в кокиль, меньше, чем при литье в песчаные формы. Например, если в 100 г сплава, залитого в кокиль, содержалось 1,6—1,8 см3 водорода, то в металле, залитом в песчаные формы, его содержание достигает 2,3—3,5 см3. Таким образом, литье в кокиль обеспечивает получение более плотных отливок и, следовательно, с более высокими механическими свойствами сплава:
Балл пористости…………………………………….. 1 2 3 4 5
‘ ов, кгс/мм2 …………………………………… 26,6 26,2 25,0 20,0 15,0
6, % ………………………………………………………. 5,0 4,7 3,0 2,0 1,5
275
При литье в кокиль уменьшается не только газовая, но и газоусадочная пористость.
Рассмотренные особенности формирования структуры и свойств отливок из алюминиевых сплавов вытекают из общих положений теории литья в кокиль, изложенных в первом разделе.
3. ЛИТНИКОВО-ПИТАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
В связи с особыми свойствами алюминиевых сплавов (повышенная усадка, возможность окисления при заливке, склонность к образованию плен, газовой пористости и др.) возникает необходимость устройства особых литниково-питающих систем, которые подробно описаны Н. М. Галдиным [39]. Расчет литниковых систем и выбор их конструктивных размеров при литье в кокиль, как указывает Н. М. Галдин, осуществляют по тем же методикам, исходя из тех же рекомендаций, которые разработаны для литья в песчаные формы. Вместе с тем необходимо учитывать особенности литья в кокиль, состоящие, прежде всего, в повышенной скорости охлаждения металла и газонепроницаемости формы, которые вызывают повышенную опасность образования газоусадочных и газовых раковин, недоливов, неспаев, загрязнений неметаллическими включениями.
При конструировании кокилей стремятся свести до минимума количество и площадь поверхностей разъема, что затрудняет, а часто делает невозможным применение разветвленной литниковой системы с использованием элементов, задерживающих шлаковые включения и обеспечивающих ламинарность потока. Острые кромки каналов, выполненных в кокиле, способствуют образованию завихрений потока металла, в результате чего облегчается разрыв окисных плен и попадание их внутрь расплава. Все эти особенности и определяют выбор элементов и конструкции литниковой системы для литья в кокиль.
Неправильное устройство этих систем приводит к образованию многих видов брака: прежде всего газовых и усадочных раковин, трещин, шлаковых включений и плен. Наглядно это иллюстрируется примерами, приведенными в работе [159] и тремя схемами
Рис. 126. Варианты литниковых систем поршня
(рис. 126) литниково-питающих систем в кокиле поршня. На первый взгляд представляется, что каждая из них удовлетворяет общим принципам устройства литниково-питающих систем при литье в кокили деталей ответственного назначения. Однако их сравнительная проверка показала преимущество системы б.
Убедительным доказательством роли литниково-питающей системы в получении качественных отливок и всей эффективности литья в кокиль может служить также сравнение двух процессов изготовления крыльчаток (рис. 127). По одной технологии (рис. 127, а) брак отливок доходил до 85—90%, в том числе и по недоливам —30—70%, несмотря на повышение температуры заливки сплава AJ19 до 1030—1060 К и увеличение скорости заливки [60 ]. По другой технологии (рис. 127, б) металл поступал в полость 1 спокойно: газы, выделяющиеся из стержня 2, им не захлестывались. Изменения литниково-питающей системы свелись к следующему. Вместо высокого прямого стояка применен стояк 4 низкий змеевидный, на дне которого была проставлена фильтровальная сетка 5, а на питателе — бобышка 6 с выпором для гашения завихренного движения металла и удаления газов. Уменьшена и высота прибыли 5; прибыль закрыта надставкой 7. Несмотря на то, что температура заливки сплава была снижена до 990—1030 К, недоливы не имели места. В связи с заменой литниково-питающей системы кокиля крыльчаток брак отливок снизился до 10%, расход жидкого металла сократился на 30—50%.
2 1
Рис. 127. Старое (а) и новое (б) устройство литниково-питающей системы в кокиле
Крыльчатки:
1 — литейная полость лопатки; 2 — стержень; 3 — прибыль; 4 — стояк; 5 — сетка; 6 — бобышка; 7 — надставка
S
Основные положения правильного устройства литниковых систем для кокилей состоят в том, чтобы обеспечить: направленное затвердевание отливки; поступление в полость формы спокойной струи металла; надежное улавливание плен и шлака, образовавшихся в металле до поступления его в форму; предотвращение образования их уже в литейной полости; надежное питание тепловых узлов отливки.
Направленность затвердевания обеспечивается надлежащим расположением отливки в форме с размещением тонких стенок в нижней части кокиля, использованием искусственного охлаждения отдельных утолщенных частей отливки, применением заливки сверху с поворотом кокиля на разные углы. Специально разработанная установка позволяет ускорить поворот формы и обеспечить повышение эффективности данного процесса (Н. М. Галдин, И. А. Релин, А. с. № 393025, 1973).
С целью более плавного поступления металла и очистки его от плен и шлака используют не прямые вертикальные стояки, а более сложной конфигурации — зигзагообразные, змеевидные, в виде «гусиной шейки», наклонные и др. —с подводом металла преимущественно в нижнюю часть отливки. Верхний подвод металла применяют только в случае малой высоты отливки (до 100 мм). Для подвода металла к полости формы рекомендуются щелевые вертикальные питатели зачастую неодинакового сечения по высоте. Может быть использован сифонный, а при высоких отливках — многоярусный подвод металла. В любом случае применяют расширяющуюся литниковую систему, которая обеспечивает минимальную скорость струи металла на выходе из питателей в форму.
Заливка с поворотом формы дает возможность регулировать скорость потока в процессе литья. С этой же целью применяют специальные устройства, например, в стояке устанавливают конический стопор с приводом. В начале заливки он опущен вниз, что обеспечивает малый расход металла. По мере заполнения формы металлом стопор поднимается вверх и расход металла увеличивается (И. А. Релин, Н. М. Галдин, А. с. № 328981, 1972 г.). В случае литья высоких отливок в стояке может быть установлен поршень на штоке, движущийся вниз, что приводит к гашению скорости потока и предупреждает вспенивание металла в зумпфе (Н. М. Галдин, А. с. № 346016, 1972 г.). Для плавного заполнения крупных массивных отливок простой конфигурации применяют литниковую систему, выполненную в самовсплывающем стержне (Н. М. Галдин, А. с. № 465260, 1975 г.).
Для улавливания шлака и плен в литниковых системах используют фильтры и сетки. Надежным средством является применение фильтров из стеклоткани ССФ-4. Рекомендуется такие фильтры устанавливать в нижней части литниковой системы, чтобы они незначительно уменьшали напор и обеспечивали снижение турбулентности потока. Фильтры преимущественно используют при литье тонкостенных отливок. Исследования [79] показали, что из 100 случаев брака в виде течи отливок из сплава АЛ9 при гидроиспытаниях 95 случаев приходилось на тонкие стенки из-за скопления там окисных плен. По этому виду дефекта браковались до 40% отливок с толщиной стенки 3—5 мм. После применения фильтров брак снизился до 4,5%.
Для крупных деталей иногда применяют металлические сетки, которые устанавливают между прибылью и вертикальным щелет вым питателем. Представляет интерес заливка формы через заливочную трубку, на конце которой жестко закреплен мешочный фильтр. Эту трубку вводят непосредственно в форму, в стояк либо через прибыль в зависимости от конфигурации отливки и опускают по возможности на дно формы. По мере наполнения формы металлом трубка поднимается, при этом расплав поступает в верхнюю часть отливки, а шлак удерживается в фильтре (В. И. Фундатор и др., А. с. № 347113, 1972 г.).
Для получения плотной отливки используют прибыли. Они могут располагаться непосредственно над питаемым узлом или находиться между стояком и питателем. Такое расположение прибыли чаще всего используют при щелевых и многоярусных литниковых системах. В верхней части прибыли делают канал, соединяющий ее с атмосферой.
4. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА КОКИЛЕЙ
Особенность устройства кокилей для алюминиевых сплавов обусловливается многими факторами: сравнительно низкой температурой заливки расплава, преимущественно сложной конфигурацией отливок, их разностенностью, чувствительностью к нарушению направленного затвердевания, высокой пластичностью сплава, чувствительностью жидкого сплава к воздействию формы и атмосферы и др. Алюминиевый расплав ввиду невысокой температуры и образования окисной пленки оказывает менее интенсивное тепловое воздействие на кокиль, чем сталь или чугун. Кокиль нагревается до более низких температур и более равномерно по сечению.
Для литья алюминиевых сплавов используют относительно толстостенные кокили; они имеют повышенный срок службы и в них легче получать тонкостенные отливки благодаря большой тепловой инерции. Строгие подходы к выбору толщины стенок кокилей изложены в гл. VIII. Укажем практические рекомендации: при толщине стенки 5 мм толщина кокиля должна быть 20 мм для сплавов с пониженными литейными свойствами и 40 мм — для сплавов с хорошими литейными свойствами; при толщине отливки 20 мм —соответственно 40 и 80 мм. Практика работы подтверждает целесообразность изготовления толстостенных кокилей. Имеют свои преимущества и тонкостенные кокили [175]. Для их изготовления требуется меньше металла, их легче подогревать перед заливкой, они иногда улучшают условия питания отливок, уменьшают вероятность образования в них трещин.
Следует отметить целесообразность использования алюминиевых анодированных кокилей для изготовления отливок из алюминиевых сплавов. Материалы, рекомендуемые для рабочих стенок таких форм, указаны в табл. 20. По другим данным для алюминиевых кокилей следует применять теплостойкие и термически выносливые поршневые сплавы [164].
При получении в кокилях сложных и разностенных алюминиевых отливок должны быть предусмотрены особые меры, предупреждающие нарушение направленного или равномерного затвердевания. Для этой цели могут быть использованы различные способы регулирования скорости затвердевания частей отливки. Их выбор диктуется необходимой степенью воздействия на условия теплообмена, особенностькГотливки и устройства кокиля. В качестве примера на рис. 128 приведена конструкция кокиля для литья детали топливного насоса [101]. По принятой схеме заливки формы в наиболее тяжелых условиях находятся стержни-вставки 3: они перегреваются и быстро выходят из строя; в отливке нарушается направленность затвердевания, образуются рыхлоты. В связи с этим введено автономное водяное охлаждение. Для лучшего контакта камеры 2 с кокилем 1 воздушный зазор между ними’устра – нен теплопроводной графитной набивкой. Водяное охлаждение работает в автоматическом режиме. Внедрение такого охлаждения позволило сократить цикл работы (съем с одного кокиля увеличился с 80 до 200 отливок за смену), улучшить качество отливок,
Значительно повысить стойкость кокилей, сократить на 1,3 кг расход металла на каждую отливку и получить общую экономию 10 тыс. руб. в год. Для регулирования тепловых условий литья применяют также локальное охлаждение кокиля [62].
О 200 Ш 600 МО 1000 Д В. 1,мм
Рис. 128. Эскиз кокиля с автономным охла – Рис. 129. Зависимость величины зазоров Д ждением: между подвижными частями кокиля от их
1 – кокиль; 2 – водоохлаждаемые каме – размеров (диаметра D, ширины В, длины г) ры; 3 — боковая вставка-стержень; 4 — Нижний стержень; 5 — трубка
Получение отливок из алюминиевых сплавов в отдельных случаях целесообразно в кокилях с литыми рабочими полостями. Стоимость таких кокилей намного ниже стоимости кокилей, подвергаемых механической ^обработке. Применяя кокили без обработки, следует учитывать, что обычно отливки из алюминиевых сплавов требуют большей точности и чистоты поверхности, чем отливки из черных сплавов. Поэтому необходимо заботиться о качестве изготовления заготовок для кокилей, применять особые способы их литья, обеспечивающие точность размеров и достаточно чистую литую поверхность. Точность изготовления кокилей определяется точностью отливок.
Труднее всего выбирать оптимальные зазоры между подвижными частями формы. Авторами работы 138] изучался этот вопрос в течение нескольких лет, в результате чего предложены таблицы и график по выбору зазоров. На рис. 129 дана графическая зави – – сймость целесообразных зазоров (1 —максимальных, 2 —минимальных) между подвижными частями от размеров последних. Пределы этих зазоров (на графике—область заштрихована) обеспечивают нормальное сопряжение подвижных частей кокиля, исключают их заклинивание и перекосы, а также не служат местами возникновения заливов металла. Многолетняя практика подтвердила правильность разработанных рекомендаций.
5. ПОДГОТОВКА КОКИЛЕЙ И ТЕМПЕРАТУРА ЗАЛИВКИ
Операции по подготовке кокилей включают подготовку песчаных стержней (если они предусмотрены технологическим процессом), нанесение на кокили покрытий и обеспечение заданной начальной температуры формы.
Подготовка песчаных стержней заключается обычно в их тщательной отделке и сушке. Указывается, например, что эффективным способом является прокаливание при 670 К в течение 5 мин [151].
Рецепты некоторых покрытий, опробованных на практике и давших хорошие результаты, приведены в табл. 32. Ряд составов покрытий разработан в НИИСЛе. Почти все покрытия следует наносить на рабочие поверхности очищенных и подогретых кокилей. Лучше всего это делать перед длительным перерывом в работе, используя теплоту кокиля после выбивки последней отливки. Окрашивать холодный или перегретый (свыше 520 К) кокиль нецелесообразно, в последнем случае краска может вскипеть и не образовать сплошной пленки. Чаще всего различные элементы кокиля в зависимости от их назначения окрашивают различными красками. Толщина покрытия определяется необходимыми условиями охлаждения отлирки.
Покрытия для кокилей
Таблица 32
Номер по пор. |
Состав краски |
Температура кокиля, 0C |
Способ нанесения; применение |
1 |
Высоковоспламеняющееся масло — 500 г Керосин — 200 г Канифоль — 30 г Алюминиевый порошок —-Юг |
60—200 |
Пульверизатором |
2 |
Огнеупорный порошок (окись алюминия, хромитовая мука, графит и Др.) — 30—60% Натриевый метаалюминат — 1— 18% Вода — 30—60% Суспензатор (камедь или полиса- харит) — 0,1—1,0% |
100—250 |
» |
3 |
Цинковые белила сухие — 15% Асбестовая пудра — 5% Жидкое стекло — 3% Вода — 77% |
150—200 |
Для рабочих поверхностей |
4 |
Асбестовый порошок — 8,7% Мел — 17,5% Жидкое стекло — 3,5% Вода — 70,3% |
150—200 |
Для литников |
5 |
Асбестовый лист — 100% Жидкое стекло (для склеивания) |
20—50 |
Для облицовки прибыльной части кокиля |
6 |
Тальк—30% Жидкое стекло — 16% Вода — 54% |
250—300 |
Как первый слой покрытия или для поверхностей, не соприкасающихся с жидким металлом (например, пластины в пакетах податливых элементов) |
7 |
Цинковые сухие белила —¦ 15% Жидкое стекло — 2% Вода — 85% |
Окунанием Для заливочных приспособлений |
|
8 |
Окись железа Fe2O3 — 25—30% Вода — (плотность 1,2-— 1,3 г/см3) — 75—70% |
Сушка 170—200 |
Окунанием, покрытие пылевидным тальком |
9 |
Отмученный мел — 5% Жидкое стекло — 5% Вода — 90% |
Для тиглей и плавильного инструмента |
|
10 |
Графит — 17% Глина — 18% Жидкое стекло — 5% Вода — 60% |
То же |
Рис. 130. Зависимость свойств сплава AJI-19 от температуры заливки T при T = 100° С
Перед заливкой жидким металлом кокили подогревают до определенной температуры, чем также влияют на скорость охлаждения отливки. Так, при нагреве кокиля от 370 до 670 К скорость охлаждения центральной части слитка диаметром 70 мм из сплава АЛ 19 изменяется от 83 до 15,6 град/мин. Однако следует помнить, что повышение скорости затвердевания способствует улучшению свойств сплава лишь до определенного предела. Чрезмерное же ее увеличение может привести к макро – и микродефектам отливки (неспаи, недоливы, сосредоточенная усадочная пористость) и к снижению качества сплава. Поэтому заливка в холодный или слабо подогретый (менее, чем на 100 град.) кокиль не рекомендуется. В свою очередь, значительный нагрев кокиля (свыше 670 К) вызывает огрубление структуры, увеличивает опасность образования пористости и ухудшает служебные свойства металла.
Так же влияет и повышение температуры заливаемого металла.
На рис. 130 приведены данные изменения свойств сплава АЛ19 в зависимости от температуры заливки, из которых видно неблагоприятное влияние повышения температуры заливаемого металла на свойства, во-первых, вследствие уменьшения скорости затвердевания отливки, а во-вторых, вследствие большей газонасыщенности металла.
Каждый из рассмотренных факторов так либо иначе влияет на термические условия литья и, следовательно, определяет наиболее важные условия формирования отливки. Все они связаны между собой единым физическим механизмом. Поэтому выбор каждого из них должен проводиться с учетом влияния всех других. Возможности комплексного подхода определяются идеями и методами теории литья (см. первый разд.).
6. ПОДГОТОВКА МЕТАЛЛА И ЗАЛИВКА
Плавка алюминиевых сплавов может проводиться в различных плавильных агрегатах: в тигельных горнах, пламенных печах, электропечах сопротивления различных конструкций и в индукционных печах промышленной частоты. По качеству лучшим считается металл, выплавленный в индукционных печах промышленной частоты. Так, например, количество неметаллических включений в металле, выплавляемом в индукционной печи, составило
Рис. 131. Зависимость между содержанием водорода и окислов в жидком алюминии
0,09 мм2/см2, а в пламенных газовых печах — 0,26 мм2/см2. Содержание водорода соответственно 0,11 и 0,47 см3/100 г.
В цехах массового производства и при литье мелких отливок целесообразно кроме плавильных печей устанавливать раздаточные печи, обслуживающие данный кокиль или группу кокилей.
Ведение плавки алюминиевых сплавов при литье в кокиль практически ничем не отличается от ведения плавки при других способах литья [86, 110]. Основное внимание должно быть обращено на предупреждение окисления и растворения газов в жидком металле. Окисление приводит к потерям легирующих элементов и основного металла, загрязнению расплава окислами алюминия. Последние не только дают плены и неметаллические включения, но и способствуют растворению водорода в расплаве. Существует прямая зависимость между содержанием окислов и количеством растворенного водорода в металле (рис. 131).
Алюминиевые сплавы, особенно на основе системы алюминий— кремний, нуждаются в модифицировании с целью измельчения структуры и повышения механических свойств. Правда, при кокильном литье, как уже было отмечено, измельчение структуры происходит из-за большой скорости затвердевания, однако некоторые сплавы все же необходимо модифицировать, прежде всего заэвтектические силумины, применяющиеся в качестве поршневых сплавов.
В этих сплавах при увеличении скорости охлаждения, достигаемого снижением температуры кокиля, получить достаточно высокие механические свойства и хорошую структуру невозможно. Это можно достичь только путем модифицирования сплава [151].
В качестве модификатора используют фосфор в количестве 0,10—0,17%. Натрий, который является прекрасным модификатором для доэвтектических и эвтектических силуминов, совершенно не пригоден для модифицирования заэвтектических сплавов. Присутствие в заэвтектических силуминах ничтожно малых примесей натрия, а также кальция резко снижает эффект модифицирования фосфором, поэтому рекомендуется иметь в сплаве не более 0,001% Na и 0,004% Ca. Модифицирующее действие оказывает также ряд элементов,: ^образующих с алюминием тугоплавкие ин – терметаллиды (Mo, Ti я др.). У заэвтектических силуминов наиболее мелкозернистая структура достигается в случае введения в него одновременной),02%|Р, 0,02% Ti и 0,02% В.
7. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ЛИТЬЯ
Литье поршней. Поршни представляют технологически сложную отливку. Они отличаются большой разностенностью, имеют резкие переходы от толстых сечений к тонким. Поршни большинства конструкций имеют внутреннюю полость, затрудняющую извлечение стержней, что вынуждает делать последние разъемными из трех, пяти или даже семи частей. После заливки формы металлом и образования достаточно прочной корки на поверхности отливки извлекается средняя часть стержня, чем обеспечивается некоторая его податливость. Через некоторое время извлекают и остальные его части. На рис. 132 изображены две конструкции поршня двигателя СМД-60. Для прежней конструкции (рис. 132, а) требовался стержень из пяти частей. Новая конструкция поршня (рис. 132, б) позволила упростить устройство стержня — вместо пятиклинного моноклинный металлический стержень. Аналогичные изменения были произведены и в технологии литья поршней двигателя СМД-14 [92].
В настоящее время существуют два принципиально различных способа литья поршней —литье днищем вверх и литье днищем вниз. При литье днищем вверх преимущественно используется верхняя подача металла и установка верхней прибыли. Это создает более благоприятные условия для питания утолщенной части отливки — днища. Однако верхняя подача ограничивается высотой отливки, так как при литье высоких поршней создается опасность разбрызгивания металла, загрязнения его неметаллическими включениями и образования заворотов. Сифонный же подвод металла уменьшает эффективность использования верхней прибыли.
Способ литья днищем вверх может быть успешно использован только в случае простой конфигурации внутренней полости отливки, при которой возможно применение одного цельного стержня — моноклина. Такой способ, кроме всего, упрощает механизацию и автоматизацию процесса. Как правило, его применяют только для литья мелких поршней (с диаметром «до 100 мм). На ВАЗе поршни автомашин получают именно таким способом
Рис. 132. Старая (а) и новая (в) конструкции поршня двигателя СМД-60
В автоматизированных кокилях. В средней части днища отливки установлена открытая прибыль. Металл заливается сверху в два стояка одновременно. Стояки имеют перегиб, в результате чего происходит снижение кинетической энергии металла. Весь цикл изготовления поршня от заливки до выбивки составляет 45—50 с.
Большинство поршней получают литьем днищем вниз. В этом случае используют водоохлаждаемые поддоны кокиля, часто выполняемые из меди, что способствует созданию более направленной кристаллизации и улучшению макроструктуры металла днища поршня. Однако в большинстве случаев только путем этого способа обеспечить плотный металл днища практически невозможно. Необходимо организовать достаточное питание его из боковой прибыли. Она выполняется массивной и на всю высоту или выше отливки. Для повышения эффективности работы прибыли поверхность оформляющей ее полости формы покрывают теплоизолирующей краской. Суммарная масса прибылей составляет обычно 40—60% от черной массы поршня и зависит от его конструкции и материала. В крупных поршнях ставится кольцевая прибыль и на юбке.
Питатель обычно применяют щелевой, имеющий высоту, почти равную высоте поршня с одинаковым сечением по всей высоте или различного сечения в различных местах (например, утолщение в массивном сечении у днища). Иногда делают более низкие питатели, подводящие металл только в нижнюю часть.
Стояк выполняют таким, чтобы обеспечить спокойное заполнение металлом формы и предотйратить попадание окисных плен. Распространенными являются стояки типа «гусиной шейки». Применяют также змееобразные и простые наклонные.
Интересное решение для литья поршней из заэвтектических силуминов предложено в работе [41 ]. Для этого сплава применение хорошо зарекомендовавшей себя литниковой вертикально-щелевой системы с гусиной шейкой приводит к ухудшению структуры сплава. Это объясняется значительным (ниже ликвидуса) снижением температуры металла ввиду прохождения по сложному пути в стояке, что вызывает чрезмерный рост и обособление первичных кристаллов кремния.
В работе [41 ] указывается, что преждевременное выделение первичного кремния в литниковой системе предотвращается увеличением объемной скорости заливки путем применения «карандашной» литниковой системы. В этом случае стояк состоит из четырех каналов, расположенных в половинах кокиля в шахматном порядке. Ввиду близкого расположения каналов (не более 2 мм) охлаждение металла в них замедляется. В то же время перемычки между каналами имеют достаточную толщину (до 14 мм), чтобы противостоять выкрашиванию из-за разгара и трещин.
Рис. 133. Схема литья поршия с воздействием ультразвука:
1 — магннтострнкцнонный преобразователь; 2 — центральный клнн; 3 — боковой клнн; 4 — отливка; ? — кокиль
В нижней своей части каналы соединяются общим щелевым каналом с меньшей площадью поперечного сечения. Металл в прибыль подводится по касательной, чтобы создать дополнительное торможение. Кстати, для этого поршня выполнен питатель с различным сечением по высоте: в верхней части его ширина равна 12 мм, в нижней — 16 мм, а в месте перехода «юбки» в днище сделано утолщение, равное 25 мм; все это улучшает условия питания.
При литье крупных со значительно утолщенными днищами поршней применяют кантовку кокиля при его заливке. Вначале кокиль наклоняется в сторону литника и производится заливка. Затем кокиль наклоняется в противоположную сторону, происходит перераспределение кристаллизующейся жидкой массы, в результате чего исключается образование концентрированных раковин в днище. Кроме того, улучшаются условия питания его из основной прибыли с наиболее горячим металлом.
Интересный способ литья в кокиль поршней из алюминиевого сплава с 18,0—22,0% Si описан в работе [125]. Для улучшения внутреннего строения сплава и повышения его свойств центральный клин 2 (рис. 133) подвергается воздействию ультразвуковых колебаний с помощью магнитострикционного преобразователя 1. При этом интерметаллиды и зерна кремния измельчаются в 5— 10 раз и при этом значительно повышаются свойства сплава. Применение ультразвука при кристаллизации сплава известно уже давно, этот процесс хорошо исследован и преимущества его очевидны. Однако он еще не нашел достаточного распространения.
Литейщиками ГДР (пат. № 109338) предложена следующая технология литья поршней. Металл в кокиль подводится снизу. После заливки форма поворачивается на 180° и одновременно металл уплотняется в донной части и в бобышках с помощью специально устроенных пуансонов.
\
287
Особые случаи литья
По патенту № 117375 (СССР) предлагается оригинальный способ повышения долговечности поршней компрессоров путем армирования тонкой стальной проволокой. Тонкая проволока из мар – тенситной дисперсионно твердеющей стали предварительно нагревается в печи с восстановительной атмосферой при 670 К и протя-
Рнс. 135. Схема кокиля для получения ореб* ренных и тонкостенных алюминиевых отливок с применением вакуума:
1 и 3 — верхняя и нижняя части кокиля;
2 — вставка литниковой вороики; 4 — воздушный каиал; 5 — канал-коллектор; 6 — пакет пластин, образующих ребра;
7 — трубопровод К вакуум-насосу
Гивается через алюминиевый расплав, в результате чего покрывается тонким его слоем и прессуется в пакеты, которые устанавливаются в кокиль и затем заливаются.
В последнее время, кроме изыскания новых и улучшения уже применяющихся сплавов, используют литье биметаллических поршней, что позволяет совместить положительные свойства алюминиевых и железоуглеродистых или других сплавов. Металлические вставки в полость формы изменяют тепловое поле, что необходимо учитывать при литье.
Другие примеры. К особым видам литья алюминиевых сплавов можно отнести литье в кокиль вакуумным всасыванием [82]. По этому способу кокиль 1 разогревали до 420 К и заливали жидким сплавом АЛ2 вакуумным всасыванием (рис. 134). Вакуум под колпаком 2 создавали с помощью ресивера, и металл за 6 с поднимался на уровень H и за 2—3 с заполнял полость кокиля диаметром 80 мм и высотой 120 мм. Выдержка под вакуум составляла 80—85 с. Исследования отливки показали, что ее плотность несколько выше плотности аналогичной отливки, полученной в обычном кокиле с прибылью высотой более 3/4 высоты отливки.
Для получения плотных и с тонкими ребрами отливок предложено использование центробежной силы и вакуумирования при заливке кокиля [179]. Такие способы исключают недоливы, обеспечивая заполнение даже самых тонких сечений.
К ресиверу
Рис.’134. Схема литья в кокиль вакуумным всасыванием:
1 — кокиль; 2 — колпак; 3 — плита; 4 — уплотнитель; 5 — металлопровод; 6 — расплав
Использование вакуума дается на примере литья головок цилиндров с тонкими-ребрами воздушного охлаждения (рис. 135). Ребра выполняются частями кокиля, собранными в виде пакета из отдельных пластин, в которых на расстоянии 10—15 мм от контура ребер профрезерованы воздушные каналы 4. Эти каналы связаны между собой поперечным круглым каналом 5, который соединяется трубопроводом 7 с вакуум-насосом. При заливке кокиля происходит всасывание металла в тонкие (менее 3 мм) полости, оформляющие ребра отливки. Применение такого способа литья для головок цилиндра, имеющих тринадцать ребер, позволило снизить брак с 15 до 1%. При литье в кокиль тонкостенных деталей, имеющих внутренний стержень, вакуум используется для вывода газа из последнего.
Как особый следует отметить процесс литья в кокиль с кристаллизацией сплава под давлением поршня. Он применим для сравнительно несложных толстостенных отливок, не имеющих песчаных стержней. Этот способ обеспечивает повышение герметичности отливок и улучшение механических свойств металла.
Представляет интерес еще один особый вид литья в кокиле — литье с выливанием. Его используют для тонкостенных полых отливок. Состоит он в том, что металл, залитый в форму, выдерживают в ней до образования твердой корки заданной толщины, после чего остаток жидкого металла выливают. Изменяя толщину стенки кокиля, интенсивность теплоотвода, можно обеспечить получение равно – либо разностенных отливок. Этим способом можно получить отливки со стенками толщиной менее 2 мм. Для литья с выливанием применяют сплавы, кристаллизующиеся при постоянной или в очень узком интервале температур. Только в этом случае можно получить достаточно гладкую поверхность внутренней полости (см. гл. IV).
8. ВИДЫ БРАКА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Из-за металла в отливках могут образоваться следующие дефекты:
1) газовая пористость, причиной образования которой может быть увеличение содержания газов, растворенных в металле, и повышенная его температура при заливке;
2) шлаковые включения, являющиеся следствием применения при плавке загрязненных шихтовых материалов, некачественное рафинирование сплава и неполное время выстаивания его после процесса рафинирования и модифицирования;
3) несоответствие химического состава, что может быть результатом неправильной шихтовки, загрязнения шихты, неправильного ведения плавки, а также перегрева металла;
4) усадочные раковины, усадочная пористость, утяжины, недоливы, неспаи из-за неправильного выбора температуры заливки.
Усадочные дефекты могут возникнуть также вследствие нарушения направленности затвердевания и недостаточного питания массивных узлов отливки. Усадочные дефекты нередки в местах, формируемых сильно разогретыми участками кокиля.
Причиной усадочных раковин при щелевой литниковой системе может быть недостаточное сечение питателей. Металл в та-
10 П/р А. И. Вейиика ком питателе застывает раньше, чем разогретая часть отливки, и преждевременно запирает прибыль, препятствуя ей выполнять свою питающую роль.
Способы предупреждения усадочных дефектов подробно обсуждались в предыдущих разделах книги. Эффективность их определяется частными условиями литья и во многих случаях может быть оценена количественно (см. гл. IV).
Как указывалось (см. параграф 3), шлаковые включения и плены образуются также по пути движения жидкого металла из ковша в форму. Способы предотвращения этих дефектов рассмотрены в предыдущих параграфах. При этом отмечалась важная роль литниковой системы.
Однако коренное изменение литниковой системы в числе мер предупреждения включений и плен должно быть крайней мерой.
При литье деталей из алюминиевых сплавов появление брака во многом зависит от литниковой системы. Поэтому, выбирая литниковую систему, надежно предупреждающую один из видов брака, необходимо учитывать, какие изменения это внесет в процесс формирования отливок и какие новые пороки может породить подобное изменение. Так, первоначально в кокиле поршня была устроена щелевая литниковая система (рис. 136, а). Металл через литниковую чашу 1, питатель 2 и прибыль 3 попадал в полость формы через щелевой питатель. Такая система обеспечивала направленное затвердевание отливки, исключала образование усадочных дефектов. Кроме того, такое устройство чаши задерживало ранее образовавшиеся шлак и плены. Однако падение тонкой струи, всплески металла создавали благоприятные условия для их образования за «заградительной системой». В результате в верхней части отливки 5 образовывались пороки в виде шлаковых включений и плен 4.
Литниковая система была коренным образом перестроена (рис. 136, б), указанный брак исчез, но появился новый, не менее опасный — усадочные раковины в нижней части отливки, в местах, наиболее разогреваемых струей жидкого металла.
Недоливы и неспаи порождаются многими причинами: холодным металлом, низкой начальной температурой кокиля, медленной
Заливкой, большой газотвор – ностью стержней и красок и плохой вентиляцией кокиля.
Устройство литниковых систем, ускоряющих заливку
Рис. 136. Щелевая (а) и сифоииая (б) литниковые системы кокиля поршия:
1 — чаша; 2 — питатель; 3 — прибыль; 4 — место включений шлака и плеи; 5 — отливки
И обеспечивающих ламинарное течение металла в каналах литниковой системы, может быть весьма эффективным средством предупреждения недоливов и неспаев. Заполняемость можно также значительно улучшить соответствующей окраской, подогревом, вибрацией кокиля.
Снижение газотворной способности стержней (за счет подбора соответствующих смесей, прокаливания стержней и т. п.) во всех случаях благоприятно, и эта мера должна осуществляться раньше других. Хороший отвод газов из кокиля — также обязательное условие предупреждения не только недоливов, но и другие видов брака. Что касается ускорения заливки, повышения начальной температуры кокиля, температуры заливки и снижения теплоаккумулирующей способности формы как мер предупреждения недоливов, то их использование без оценки вероятности появления других видов брака недопустимо.
Ю*