Возможность использования АСП в конкретных узлах приборов и машин в значительной мере определяется такими свойствами, как водо — поглощение, химическая стойкость в агрессивных средах, коэффициент термического расширения. Наиболее водостойкими являются АСП на основе сополимеров формальдегида, поликарбоната, фторопласта-4, фторопласта-40, эпоксидных связующих, фурановых смол. АСП характеризуются более низкими значениями коэффициента термического расширения по сравнению с исходными полимерами. Для всех АСП характерна достаточно высокая химическая стойкость (наибольшей обладают АСП на основе фторопласта-4).
Разработано большое количество АСП разнообразных составов [2, 6, 19, 35, 57, 77, 82,84, 89]. Результаты исследований (значения коэффициента треиия и интенсивности изнашивания), как правило, трудно сопоставимы, так как они в большинстве случаев получены по разным методикам на лабораторных, испытательных машинах, различающихся схемами трения, значениями коэффициента взаимного перекрытия, нагрузками, скоростями скольжения.
Наиболее просто и достаточно точно для практики работоспособность АСП оценивается по допустимым значениям произведения pv [р — нагрузка, МПа; V— скорость скольжения, м/с] для заданного ресурса работы.
Так как в большинстве случаев значения коэффициента трения зависят от скорости скольжения, то долговечность можно оценивать по произведению fpv, представляющему собой мощность трения (работу сил трения в единицу времени). Учитывая, что практически вся работа сил трения превращается в теплоту, в некоторых случаях ожидаемую долговечность можно оценивать по произведению pv и возникающей в зоне трения температуре [29, 75].
Наполненные фтор полимеры. Фторо — лласт-4 (политетрафторэтилен) обладает «врожденными» антифрикционными свойствами [35, 89]. При трении без смазки по самому себе, металлам и другим твердым телам для него характерны (при малых скоростях скольжения) значения коэффициента трения порядка нескольких сотых. При повышении температуры коэффициент трения снижается, в диапазоне отрицательных температур — растет. Эмпирически полученная зависимость коэффициента трения фторо — пласта-4 от температуры и скорости скольжения описывается (при температурах от комнатной до +150 0C и скорости скольжения до 1 м/с) формулой / = (824 — 3,1/) у0’3-10-4, где t — температура, 0C; v — скорость схольження, см/с. В отличие от большинства других материалов значения коэффициента трения фторопласта-4 по самому себе н другим материалам с повышением скорости скольжения не снижаются, а растут. Благодаря этом» фторопласт-4 обладает высокими ант? скачковыми и демпфирующими свой, ствами. Но он обладает низкими меха^ ннческой прочностью, износостойкостью и теплопроводностью и высоким коэффициентом термического расшире — ния. Введение наполнителей во фторо^ пласт, не изменяя коэффициента тре — ния, существенно повышает его изно. состойкость (в сотни и даже тысячи раз) н механические свойства [35].
В нашей стране выпускаются композиционные антифрикционные материалы на основе фторопласта-4 с различными наполнителями (мае. доля %)¦¦ Ф4Г21М7 (21% графита с 7% дисульфида молибдена); Ф4Г20М5С10 (20 % графита, 5 % дисульфида молибдена и 10% рубленого стекловолокна); Ф4К20 (20 % кокса); Ф4ГЗ (3 % графита); Ф4Г10 (10% графита); Ф4С15 (15 % стекловолокна); Ф4К15М5 (15 % кокса и 5% дисульфида молибдена) [35, 57, 84 , 89]. Материалы 7В-2А и АФГ-80ВС (ОСТ 48-75—73) содержат в качестве наполнителя графит, а АФГМ (ОСТ 48-75—73) содержит 35 % графита и 15 % дисульфида молибдена [35].