Для простых химических реакций изменение скорости V = кс», (60)
Где с — концентрация газа-восстановителя на поверхности оксида; к — константа скорости реакции; п — порядок реакции.
Для процесса на единице наружной поверхности1 беспористого материала, когда п = 1, можно записать
V = 0(co — с) = кс, ‘ (61)
Где с0— концентрация газа-восстановителя в ядре потока.
Равенство скоростей последовательных звеньев (диффузии и реакции) и наблюдаемой скорости процесса при установившемся режиме обосновано, например, Н. Л.ГольдштейноМ, тогда
С = ТГщр7′> . . (62)
V» ке — TTW » WT¦ (63)
58
Таким образом, наблюдаемая константа скорости процесса Из уравнения (63)
(64)
К
1
(1 /*) + (Ifp) •
Ее удобнее выразить через обратные величины, т. е Ifkl = (Ifk) + (Ifp),
Где первое слагаемое характеризует химическое, а второе — внешнедиффузионное звено процесса.
Уравнение (65) показывает, что обратная величина наблюдаемой константы скорости процесса восстановления равна сумме обратных значений констант скоростей последовательных звеньев процесса. Такой вывод, полученный для реакции, состоящей из двух стадий, применим в простейшем случае (если все звенья имеют первый порядок) к системам с любым числом последовательных звеньев.
Если константа скорости характеризует пропускную способность того или иного звена, то обратное ее значение представляет собой сопротивление этого звена. Следовательно, уравнение (65) показывает, что общее сопротивление протеканию процесса равно сумме сопротивлений последовательных звеньев. Необходимо отметить, что это явление аналогично законам построения электрических цепей.
(66)
При фильтрации газа через слой частиц или обтекании отдельных кусков по формуле Сокольского
Sh = 2 + 0,16Re2/3
Повышение линейной скорости газа приводит к увеличению наблюдаемой константы скорости процесса, которая стремится к постоянному значению, когда внешнедиффузионное сопротивление (iff} = d/DSh) становится пренебрежимо малым По сравнению с химическим сопротивлением.
(65).
Однако эти представления, хотя и широко распространены 6 литературе, не подтверждаются наблюдаемой количественной связью скорости процесса с расходом газа, которая показывает, что при малых расходах газа скорость процесса возрастает в гораздо большей мере, чем это следует из указанной формулы. Наряду с этими данными (Н. Л.Гольдштей — на, К. КЛИкодина и др.) результаты опытов Ю. П.Свинцова, К. К.Шкодина показали, что при изменении линейной скорости газа в случае постоянного его расхода скорость процесса вообще не меняется.
Таким образом, при реальных условиях процесса восстановления и фильтрации газом слоя кусковых железорудных материалов внешняя диффузия не может лимитировать процесс восстановления, а влияние массового расхода газа на скорость процесса следует объяснять иными факторами, что будет рассмотрено ниже.
Между прочим отсутствие тормозящего влияния внешней диффузии можно проиллюстрировать другими рассуждениями.
(67)
(68)
Если иметь в виду, что критерий Нуссельта
Nu = oui/X,
Где а — коэффициент теплопередачи, Дж/(см2 • с • К); X — коэффициент теплопроводности, Дж/(см • с • К); d — характеристическая величина размера твердого тела, см, а критерий Прандтля
. Pr = v/a,
Где V— кинематическая вязкость газа, см2/с; а— температуропроводность, см2/с, то можно пересчитать критерий Нуссельта в критерий Шервуда, используя зависимости этих критериев от Re, и соответственно определить значение коэффициентов массообмена f3 и теплопередачи а.
(69)
> (70)
‘Л
Поскольку константа С’ в уравнениях
Sh ~ CRem и Nu ~ CRem
Должна иметь для равных геометрических соотношений одина
Ковое численное значение, получаем
Sh = С + CRemSc173.
По данным И. С.Куликова и др.:
Nu = С + CRemPr173, 60
Откуда »
Sh = Nu(Sc/Pr)l/3 = Nu[-^-]l/3. (72)
Следовательно, ? ~ D273. Если D ~ Г1’5-2,0, то p = _ ji.0-1.3_ Температурная зависимость других звеньев процесса значительно сильнее. Именно поэтому сколько-нибудь заметное влияние внешнего массопереноса на общую скорость восстановления может проявиться при очень высоких температурах.
При оценке внешнего переноса обычно пользуются крите. риями подобия. Критерий Рейнольдса характеризует соотношение сил вязкости и инерции в движущейся среде, т. е.
Re = pud/Tj, (53)
Где и — скорость среды; р — плотность среды; 7} — коэффициент динамической вязкости; d — характеристический размер потока.
Критерий Пекле характеризует соотношение количеств вещества, переносимого за счет конвекции (udC/dj:) и
Диффузии jz)-^-^ 1 Bx1
Pe = ud/D, (54)
Где D — коэффициент диффузии газа.
При большом значении Pe молярной диффузией можно пренебречь по сравнению с конвективной. При Pe«1, наоборот, пренебрегают конвективной диффузией по сравнению со свободной.
Критерий Шмидта является диффузионным критерием (аналогичен критерию Прандтля для теплообмена):
Sc = Ре/Re = v/D, (55)
Где V = T)/р — коэффициент кинематической вязкости. Для газов Sc я 1 и Pe «Re.
Если обозначить D/1« 0, получим
I = 0(Cj — C2). (56)
Величина 0 косит название коэффициента массопередачи. Он зависит от всех величин, определяющих скорость переноса, кроме концентраций, и по аналогии с коэффициентом пропорциональности в выражении закона действия масс его иногда называют константой скорости диффузии. При турбу — 56 яентном движении /3 имеет характер эмпирического коэффициента и его значение зависит от газодинамической обстановки процесса. С повышением скорости потока газа и степени его турбулентности толщина пограничного слоя газа уменьшается, а величина коэффициента массопередачи возрастает.
Связь массообмена с газодинамикой потока может быть выражена эмпирической функцией
\/й = /(Re, Sc). (57)
Из сопоставления этой величины с формулой коэффициента массообмена можно получить критерий Шервуда (аналогичный критерию Нуссельта для теплообмена):
Sh = pd/D. » (58)
В этих выражениях d — характеристическое расстояние, обозначающее размер обтекаемого газом сферического куска. Критерий Шервуда связан с критериями Рейнольдса и Шмидта следующим образом:
Sh = С + CRewSc», (59)
Где С и С’ — константы.
Для случая, когда газ обтекает шарообразные куски C = 2, при и = 0 величина Sh = 2; C = 0,6. Для ламинарного потока т = 1/2, л = 1/3. Для турбулентного потока т = 0,5+0,8; л = 1/3. Отсюда коэффициент массопередачи приблизительно пропорционален квадратному корню из скорости газа.
Критерий Шмидта для чистых газов в зависимости от давления, температуры и типа газа составляет 0,6—0,8. Для газовых смесей критерий Шмидта чаще всего имеет меньшее значение, чем для чистых газов. Для смеси водорода и ДИоксида углерода (соотношение 1:1) Sc = 0,25 при 2O0C. С ростом доли более тяжелого компонента величина критерия Шмидта снижается, так как в интервале 50—100% cO2 вязкость почти постоянна, плотность растет, a D12 остается почти постоянным. Для смесей H2 = N2, также характерно подобное явление.
До последнего времени шли споры о возможности лимйщ. рующего влияния внешней диффузии на общую скорость вое — становления железорудных материалов. Рассмотрим некоторые простые соотношения. Считаем, что процесс состоит из двух стадий— химической реакции и внешней диффузии.
Для описания совместного протекания химической реакции на поверхности и диффузии применяют различные приближенные методы. В одном из них — методе равнодоступной поверхности, разработанном Д. А.Франк-Каменецким, принимается, что все участки реакционной поверхности одинаково доступны для диффузии; диффузия и химическая реакция протекают последовательно независимо друг от друга; концентрация газа-восстановителя одинакова на всей поверхности. Это возможно при отсутствии глубоких и мелких пор в реагирующем твердом теле. Вся реакционная поверхность может рассматриваться как внешняя.
3/2 г M1 , M2 = ‘ — ¦’¦¦• v
Таблица S. Коэффициент диффузии газов D12,
См2/с (числитель), и длина свободного пробега молекул Л, см
(знаменатель), в бинарных газовых смесях (р = 98 кПа)
{, 0C |
СЮ + N2 |
H2 + N2 |
H2 + H2O |
СО + CO2 |
SOO 700 900 1100 |
1,09/2,64 1,65/3,58 2,30/4,52 3,05/5,53 |
3,68/3,34 5,51/4,44 7,64/5,62 10,06/6,84 |
4,64/3,57 6,91/4,76 9,58/6,01 12,62/7,32 |
0,95/2,63 1,51/3,71 2,20/4,91 3,01/6,22 |
54 |
ГДе T — температура, р — давление, M1 и M2- молярные массы газов 1 и 2; C1 и C2- диаметры молекул газов 1 и 2, нм; к — коэффициент, зависящий от размерности величин.
При постоянной температуре коэффициент диффузии изменяется обратно пропорционально общему давлению смеси или сумме концентраций компонентов смеси. Рост температуры вызывает увеличение коэффициента диффузии пропорционально t в степени 3/2 (при постоянном давлении) или t в степени 1/2 (при постоянном количестве газа в единице объема). Замеры показывают, что в реальных смесях при постоянном давлении коэффициент диффузии пропорционален tm, где т = 1,5-5-2,0.
Кроме того, при движении газа, обтекающего частицы железорудного материала, происходит конвективная диффузия. которая обусловлена разной плотностью в отдельных участках системы. Такая диффузия наблюдается только в подвижной среде. Для нее скорость значительно зависит от характера движения потока, которое может быть ламинарным и турбулентным.
При ламинарном режиме отдельные струи газа перемещаются параллельно твердой поверхности, и перенос диффундирующего вещества из среды к поверхности твердого тела и обратно (перпендикулярно потоку газа) осуществляется молярной диффузией. Турбулентный режим характеризуется беспорядочным движением небольших макрообъемов газа, скорость которых непрерывно меняется по величине и направлению. Концентрация вещества в объеме в результате перемешивания сравнительно быстро выравнивается, но у твердой поверхности всегда имеется малоподвижный тонкий слой, где сохраняются ламинарный режим и градиент концентрации газа. Этот пограничный или диффузионный слой создает наибольшее сопротивление переносу газа, так как в нем протекает сравнительно медленная молекулярная диффузия. Следовательно, перенос определяется переходом газа через эту пленку, а наблюдаемая скорость диффузии (или диффузионный поток I) уравнением
1 -D(C1-C2)ZJ. . ‘ (52)
Уравнение (52) получают из выражения (5) при условии, 4^o толщина пограничного слоя /, концентрации на границах
55
Пограничного слоя являются постоянными и равными C1 и с а количество газа, входящего и выходящего из пограничного слоя, постоянно. В этом случае концентрация газа в погра. ничном слое меняется от C1 до C2 линейно.
Появилось много работ, расширяющих представления о механизме восстановления. Среди них прежде всего следует назвать работы К. К.Шкодина, в которых доказана важность процессов транспортировки газообразных продуктов реакции и связь с этими процессами структуры восстанавливаемого железорудного материала.
Современные представления о механизме восстановления кусков железорудного материала выделяют; прежде всего, многообразие процессов, происходящих при восстановлении. Среди них следует подчеркнуть, к сожалению, недооценивае — 52 мук> Д° настоящего времени роль твердофазных процессов — реакций и диффузии в твердых телах. Практически для всех условий (начиная со степени восстановления 50—60 %) процессы в твердой фазе являются лимитирующими. Необходимо подчеркнуть, что наиболее развиты представления о механизме восстановления единичного куска газом — восстановителем. Мало теоретических и экспериментальных разработок, направленных на выявление процессов восстановления газом слоя кусков, восстановления твердым восстановителем твердых и жидких оксидов, восстановления газом жидких оксидов. В связи с этим авторы уделяют основное внимание восстановлению единичных кусков газообразным восстановителем. Для этого процесса характерна определенная последовательность этапов восстановления. В пространстве между кусками железорудного материала и в крупных порах кусков течет газ-восстановитель. Вокруг отдельных кусков и около поверхности макропор образуются граничные потоки газа.
Массообмен между газовой фазой и восстанавливаемым оксидом невозможен без транспорта реагентов (восстановителя и продукта восстановления) через этот граничный слой. Затем газ-восстановитель для контакта с поверхностью куска должен диффундировать по микропорам куска, а также через слой образовавшихся твердых продуктов восстановления внутрь куска. Газообразные продукты восстановления должны тем же путем отводиться от места реакции. Далее газ-восстановитель должен вступить в контакт с оксидом железа, т. е. должна произойти адсорбция газа на поверхности твердой фазы. На этой поверхности протекает собственно реакция восстановления, которая включает в себя отнятие кислорода от оксида, образование и рост зародышей продуктов восстановления— магнетита, вюстита или железа. Последующий рост слоя продуктов реакции происходит путем твердофазных реакций и диффузии в твердой фазе.
Таким образом, восстановление оксидов есть сумма отдельных процессов, каждый из которых характеризуется собственным равновесием. Движущей силой отдельных этапов служит отклонение от этих равновесий. Например, мера движущей силы диффузии есть падение концентраций (или давления) реагентов в начале и конце диффузионного пути. В общем случае восстановление оксидов складывается из следующих стадий:
Подвод газа-восстановителя к куску железорудного материала (или внешняя диффузия газа); диффузия газа — восстановителя по порам куска к его поверхности; адсорбция газа-восстановителя на поверхности оксида; диффузия газа-восстановителя или ионов в твердой фазе; собственно химическое взаимодействие с отнятием кислорода от молекулы оксида; образование зародышей металлической фазы; десорбция продуктов восстановления; отвод продуктов восстановления из пор куска.
Поскольку любая из стадий может лимитировать процесс восстановления по скорости, рассмотрим кратко названные этапы.
Внешняя диффузия газа , ;
Диффузия вещества, как известно, обусловлена различной его концентрацией в различных частях системы, и вещество переносится в направлении от большей концентрации к меньшей. В этом случае диффузия подчиняется двум законам Фика [уравнения (5)-(7)]. Такую диффузию часто называют молекулярной или свободной диффузией. Коэффициенты свободной диффузии газов-восстановителей в бинарных смесях и длины свободного пробега молекул приведены в табл. 5. Коэффициент диффузии газов 1 и 2 в бинарной смеси определяется формулой
Наряду с этим следует иметь в виду, что диссоциация не обязательно проходит по схеме: MeO = Me + IO2. Возможно 50
Протекание диссоциации, например, с образованием атомарного кислорода: MeО = Me + О.
Существует мнение, что участие атомарного кислорода в диссоциации часто бывает большим и даже преимущественным. В качестве примера ниже приведена сводка реакции диссоциации SiO2 (числитель — кДж, знаменатель — кДж/моль газа):
Реакция LH
1. SiO2 = SiO2ra3 …………………………………… 588/588
2. SiO2 = Si + O2 ………………………………….. 911/911
3. SiO2 = Si + 20 ………………………………….. 1407/704
4.2Si02 = 2SiO + O2 …………………………………………………….. 790/790
5. SiO2 => SiO + О………………………………….. 643/643
6. SiO2 = Sira3 + 20 ………………………………….. 1861/620
7. SiO2 = Siraa + O2 ……………………………….. 1365/683
8. SiO2 = SiOra3 + О……………………………… 1058/529
9.2SiO, = 2SiOra3 + O2 …………………………………………………. 1621/540
10.2Si62 = Sira3 + IQi ……………………………………………………. 2415/805
11.2Si02 = Si2ra3 + 40 …………………………………………………… 3406/681
С учетом того, что наиболее вероятна реакция, характеризующаяся минимальным тепловым эффектом, отнесенным к молю газообразного продукта, предпочтительней протекание восьмой реакции, а не второй, как обычно принимают. Эта новая трактовка роли диссоциации разработана еще недостаточно, однако расчеты показывают, что при температурах ниже 1300 0C диссоциация низших оксидов железа и марганца не играет заметной роли.
В середине 30-х годов появилось новое представление о механизме восстановления оксидов, известное под названием адсорбционно-автокаталитической теории. В ее разработке активное участие принимали Г. И.Чуфаров, О. А.Есин, П. В.Гельд, С. Т.Ростовцев. Она выражена следующей схемой:
MeO + B = MeO • Baac; ? , . « .
MeO — Bvic = Me- BOanc; ^ ‘ , » ‘ »»f; ‘ ^y ;
Me • BOajic = Mе + ВО; , . .,ь
______________________ .,¦„., . , , T…
Me О + В = Me + ВО. 5
Реакция восстановления проходит в три стадии: адсорбция газа-восстановителя на поверхности восстанавливаемого
Sl
Оксида, химическая реакция на поверхности оксида, десорб. ция продукта восстановления. В адсорбционно — автокаталитической теории местом взаимодействия считается граница газ—поверхность оксида, автокатализ был в некоторых случаях обнаружен на раннем этапе восстановления.
В основу новой теории положена необходимость прямого контакта газа-восстановителя с восстанавливаемым оксидом металла. Это позволило применить для оценки механизма и кинетики восстановления известные закономерности из физической химии, физики и химии поверхности. Таким образом объяснили такие опытные результаты, как данные Стальхане и Мальберга о непропорционально значительном влиянии добавок окислителей (CO2 и H2O) на скорости реакций восстановления. В этом случае новая теория подтвердила роль адсорбции и показала, что молекулы газообразных продуктов восстановления, являясь более активными адсорбентами, занимают наиболее активные места поверхности восстанавливаемого оксида, резко снижая степень и скорость восстановления. Можно привести и другие примеры.
Однако получение новых экспериментальных данных, особенно с помощью новейших методов исследований, непрерывно выявляло ограниченность адсорбционно-автокаталитической теории. Известно, что адсорбционная способность веществ с ростом температуры снижается. Для получения надежных результатов эксперименты проводили при низких температурах, но это не соответствовало реальным условиям металлургических процессов. Роль процессов доставки газа- восстаковителя к поверхности железорудного материала и отвода продуктов восстановления не отрицалась, но оценивалась недостаточно. Имелись некоторые методические ошибки в экспериментах.
Число компонентов равно 4 (добавляется железо). Оксид марганца мало растворим в железе и практически образует самостоятельную фазу. В ненасыщенном растворе марганца в железе система трехфазна (раствор марганца в железе, MnO и газ) и трехвариантна, а равновесный состав газа есть функция температуры, давления и концентрации марганца. Пренебрегая влиянием давления, получаем следующие зависимости:
К’ = a COt2/а СО’. ^v (49)
Mn MnO.
При а =1 и а = г N получаем
Е MnO Mn 0Mn Mn 3
CO2 1 — V Vh
CO2ZCO = — г сю)
Mn Mn ‘ —
Отсюда вытекает, что в присутствии растворителя— железа, когда N